По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.46 DOI:10.33920/vne-04-2009-02

Нравственная экономика и культура

Шулов Сергей Владимирович патентный поверенный РФ, главный редактор журнала «Отечественные записки», главный редактор радио «Романс», директор Всероссийского общественного движения «Слово о Войне», 127006, г. Москва, ул. Тверская, д. 18/1, e-mail: shulov@ozjournal.ru

В статье приводится взгляд автора на взаимосвязи между доминированием в мировом экономическом пространстве глобалистской финансово-экономической системы и связанным с ним доминированием в мировом культурном пространстве массовой или поп-культуры. Рассматривается, как индивидуалистическая идеология капитализма в высшей форме его развития — глобализме определяет общественное сознание. Исследуются причины системного разрушения духовно-нравственных основ русской культуры после развала СССР и становления в 1990-е гг. олигархического капитализма, осуществляемого с момента прихода к власти в России 1990-х гг. олигархического либерализма. Показана востребованность в России «нравственной» экономики и программы культурной безопасности для продиводействия поп-культуре и глобалистским СМИ, разрушающим культурную и национальную идентичность российского общества.

Какая нас окружает экономика, такая у нас и культура. А какая у нас культура, такое у нас и общество, и перспективы. Экономическая система определяет характер и структуру отношений в обществе и формирует его культуру — содержание и перспективы развития или деградации.

В основе современной машинно-финансовой цивилизации лежит капиталистическая модель финансово-экономических отношений. Капитализм не был безальтернативным решением для мировой цивилизации, но в силу ряда исторических и политических событий именно он стал доминирующим в мире в настоящий момент ее развития.

Чтобы понять, каким образом капиталистическая система сформировала идеологию мировой культуры и как это влияет на наши национальные перспективы, необходимо определить истоки и идеологические принципы самой капиталистической системы.

Капитализм как способ организации финансово-экономических отношений возник в англосаксонской цивилизационной модели и принял ее основополагающие принципы — рационализм и холодный логический расчет.

Человек и его духовный мир никогда не определяли отношения внутри капиталистической системы, хотя в процессе ее эволюции финансово-экономические элиты и были вынуждены начать учитывать общественные интересы.

Доминирование в обществе беднейших слоев до середины XX века приносило сверхприбыли финансово-экономическим элитам, но повлекло неизбежный социальный протест, приведший к финансовым потерям, большим, чем финансирование социальных проектов.

Мировые войны XX века и реорганизация колониальной системы мира привели к социализации капитализма в виде формирования социальных институтов в ведущих мировых державах мира путем государственного регулирования отношений между собственниками и работниками предприятий. До наступившей в последней четверти XX века эпохи глобализма государственное регулирование отношений между обществом и финансово-экономическими элитами обеспечивало определенный социальный баланс в обществах ведущих держав мира.

Такие меры государственного регулирования привели к изменению социальной структуры общества от доминирования его беднейших слоев в первой половине XX века к последующему доминированию платежеспособного среднего класса. А рост уровня его доходов и покупательной способности в 1970–1980-е гг. придали импульс промышленному производству, обеспечили широкий рынок сбыта товаров и привели к ослаблению коммунистической идеологии, имевшей до этого момента значительное влияние на общественное сознание.

Для Цитирования:
Шулов Сергей Владимирович, Нравственная экономика и культура. Международная экономика. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: