По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.614

Новый тип социализации для общества знаний и его особенности

Карпов Александр Олегович ведущий научный сотрудник, начальник отдела ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), доктор философских наук, кандидат физико-математических наук Россия, 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1 E-mail: a.o.karpov@gmail.com

В статье дан анализ роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940–1960-х годов. При характеристике социализации для общества знаний показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена посредством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида. В статье заложен теоретический фундамент и дано практическое обоснование для нового научно-исследовательского типа социализации, который играет решающую роль в становлении общества знаний и определяет содержание современного образования аутентично его культурной миссии. Результаты исследования использованы в деятельности Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Литература:

1. Бакулина Т. Как избавиться от нефти? Астраханская студентка изобрела уникальный препарат // Московские новости. — 2001. — № 43 (1111). — С. 3.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — С. 217.

3. Ильченко А. Не интересно? // Поиск. — 2011. — № 13 (1139). — С. 2.

4. Похолков Ю.П. Печально, но факт. Тезис о лучшем в мире российском образовании сегодня звучит неубедительно // Поиск. — 2011. — № 10–11 (1136–1137). — С. 13.

5. Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Современная психология. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 426.

6. Ушаков Д.В. Мышление и интеллект // Современная психология. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 255–262.

7. Doll W.E. A Post-modern Perspective on Curriculum. — P. 158.

8. Efi menko A. My challenge to children's mortality // 12th European Union Contest for Young Scientists. — Bergen: The Netherlands Yong Scientists Foundation, 2000. — P. 83.

9. Gregorieva V. Нow to make a profi t from waste material // 12th European Union Contest for Young Scientists. — Bergen: The Netherlands Young Scientists Foundation, 2000. — P. 84.

10. Gureev A. Home Laser Appliance to Diagnose Cancer // 13th European Union Contest for Young Scientists. — Brussels-Oslo: European Comission DirectorateGeneral; Norwegian Foundation for Youth and Science, 2001. — P. 29.

11. Karpov A.O. Integrated and network systems of research education in the knowledge society (by example of the Russian educational system) // Mediterranean Journal of Social Sciences. — Rome: MCSER Publishing, 2015. — Vol. 6. — № 6 (November). — P. 531.

12. Obuschenko A. Light-induced Particle Aggregation // 14th European Union Contest for Young Scientists. — Vienna: European Commission Directorate-General, 2002. — P. 30.

Новый тип социализации для общества знаний и его особенности1

Исходя из практики программы «Шаг в будущее» мы выделяем следующие этапы социализации в исследовательском образовании: первый — вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность через базовую систему начальных познавательных практик; второй — выстраивание индивидуальной проблемно-познавательной программы; третий — апробация достижений и включение их в систему научного знания, в техническую и социальную деятельность общества. Выстраивание этих этапов социализации происходит в условиях научно-образовательной преемственности средней и высшей школы [11].

Вовлечение использует научную инфраструктуру, проблемные ситуации из жизни, а также интерес к познанию неизвестного и энтузиазм к созданию полезных новшеств. В начале деятельности программы «Шаг в будущее», например, возраст начинающего исследователя приходился на 13–14 лет. Сегодня уже не редкость участие в исследованиях 10- и даже восьмилетних неофитов. В основе вовлечения в исследовательское обучение лежит базовая система начальных познавательных практик, которая позволяет определиться с диапазоном познавательных интересов. Она опирается на комплекс научно-исследовательских задач, которые даются учащемуся «на выбор» или формулируются им самостоятельно.

15-летний Антон Гуреев из Самары был вовлечен в исследования своим интересом к лазерному лучу, которым он тестировал морковь, кабачки, капусту и картофель. Полученный в школьной лаборатории опыт привел его к проблеме поиска аномалий, скрывающихся в глубинах органического материала. В 18 лет он продемонстрировал на Национальной выставке «Шаг в будущее» лазерный детектор, определяющий скрытые подкожные опухоли у человека [10]. Однако до того как Антон разработал метод ранней лазерной диагностики рака, он изучил человеческое тело в анатомическом театре и сделал немало технических находок.

Так из базовой системы начальных познавательных практик вырастает индивидуальная проблемно-познавательная программа, в которой выражается познавательная траектория развития личности. Последняя отнюдь не отличается непосредственной преемственностью в решении проблем. Однако непрерывность движения от одной проблемной ситуации к другой и его многолетняя продолжительность есть то, что отличает исследовательское обучение от использования отдельных проектов при обучении школьников.

Для Цитирования:
Карпов Александр Олегович, Новый тип социализации для общества знаний и его особенности. Ученый совет. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: