По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.614

Новый тип социализации для общества знаний и его особенности

Карпов Александр Олегович ведущий научный сотрудник, начальник отдела ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), доктор философских наук, кандидат физико-математических наук Россия, 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, E-mail: a.o.karpov@gmail.com

В статье дан анализ роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940–1960-х годов. При характеристике социализации для общества знаний показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена посредством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида. В статье заложен теоретический фундамент и дано практическое обоснование для нового научно-исследовательского типа социализации, который играет решающую роль в становлении общества знаний и определяет содержание современного образования аутентично его культурной миссии. Результаты исследования использованы в деятельности Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.

2. Карпов А.О. Локус научной одаренности: программа «Шаг в будущее» // Вестник Российской академии наук. — М.: Наука, 2012. — Т. 82, № 8.

3. Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проектов // Педагогика. — 2012. — № 7.

4. Карпов А.О. Научное образование в обществе знаний // Инновации в образовании. — М.: Современный гуманитарный университет, 2007. — № 5.

5. Карпов А.О. Социальные парадигмы и парадигмально дифференцированная система образования // Вопросы философии. — М.: Наука, 2013. — № 3. — С. 30, 31.

6. Карпов А.О. Социокогнитивная структура и образование в обществе знаний // Общество и экономика. — М.: Наука, 2013. — № 11–12.

7. Карпов А.О. Социокогнитивные основы и модель исследовательского обучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — М.: Высшая школа экономики, 2013. — № 1.

8. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. — М.: Наука, 2009.

9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2002.

10. Твоя карьера. Георгий Бараташвили // Cosmopolitan. — 2009 (февраль).

11. Троу М. Социология образования // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс, 1972.

12. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002.

13. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. — С. 4, 5.

14. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос, 1999. — С. 168, 160.

15. Anderson R. The «Idea of a University’s today». — URL: http://www. historyandpolicy.org/papers/policy-paper-98.html (дата обращения: 16.10.2011).

16. Bruner J.S. Science education and teachers: a Karplus Lecture // J.S. Bruner. In Search of Pedagogy. The selected works of Jerome S. Bruner. — London and New York: Routledge, 2006. — Vol. II.

17. Bruner J.S. The Culture of Education. — Cambridge: Harvard University Press, 1996.

18. Carr D. Making Sense of Education. — London and New York: Routledge Falmer, 2003.

19. Collini S. The Dismantling of the Universities: From Robbins to McKinsey // London Review of Books. — London: LRB Ltd., 2011. — Vol. 33, № 16. — URL: http://imaginingtheuniversity.org.uk/2011/09/14/publik_education (дата обращения: 29.09.2011).

20. Communique. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research For Soсietal Change and Development. — Paris: UNESCO, 2009.

21. Developing Foresight for the Development of Higher Education/Research Relations in the Perspective of the European Research Area (ERA) / by Prof. Etienna Bourgeois // Final Report of the Strata-Etan Expert Group. — Brussels: European Commission, Directorate-General for Research. Unit RTD-K.2. 2002.

22. Doll W.E. A Post-modern Perspective on Curriculum. — New York and London: Teacher College Press, Columbia University, 1993.

23. Drucker P.F. The New Society. The Anatomy of Industrial Order. — N.Y.: Harper, 2010.

24. Drucker P.F. The Future of Industrial Man. Piscataway: Transaction Publishers, Rutgers — The State University, 2009.

25. Druker P.F. Landmarks of Tomorrow. A Report on the New «Post-Modern» World. — N.Y.: Harper, 1996.

26. Drucker P.F. The Eff ective Executive: The Defi nitive Guied to Getting the Right Things Done. — N.Y.: HarperCollins, 2006.

27. Drucker P.F. The Age of Discontinuity: Guidelines to our Changing Society. — London: Heinemann, 1969.

28. Greenaway D., Haynes M. Funding Higher Education in the UK: The Role of Fees and Loans // Economic Journal. Royal Economic Society. — Oxford: WileyBlackwell, 2003. — Vol. 113.

29. Cuypers S.E. Critical Thinking, Autonomy and Practical Reason // Journal of Philosophy of Education. — Oxford: Blackwell Publishing, 2004. — Vol. 38, № 1.

30. Godon R. Understanding, Personal Identuty and Education // Journal of Philosophy of Education. — Oxford: Blackwell Publishing, 2004. — Vol. 38, № 4.

31. Hammershoj L.G. Creativity as a Question of Bildung // Journal of Philosophy of Education. — Oxford: Blackwell Publishing, 2009. — Vol. 43. № 4.

32. Karpov A.O. Knowledge Society: A Weak Link // Herald of the Russian Academy of Sciences. English Translation of Vestnik Rossiiskoi Akademii Nauk / Editor-in-Chief Yurii S. Osipov. — USA: Pleiades Publishing, 2010. — Volume 80, Number 4.

33. Karpov А.О. Formation of the Modern Concept of Research Education: from New Age to a Knowledge Society // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Worldwide trends in the development of education and academic research. — Elsevier, 2015. — Vol. 214.

34. Karpov А.О. The ancient episteme of activity as ontological horizon of modern education development // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Worldwide trends in the development of education and academic research. — Elsevier, 2015. — Vol. 214.

35. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. — Princeton: Princeton University Press, 1972.

36. Mackenzie J. Science Education after Рostmodernism // Education, Knowledge and Truth: Beyond the postmodern impasse / Еdited by David Carr. — London and New York: Routledge, 1998.

37. Simons M. «Education Through Research» at European Universities: Notes on the Orientation of Academic Research // Journal of Philosophy of Education. — Oxford: Blackwell Publishing. 2006. — Vol. 40, № 1.

38. Tomlinson J. Policy and Governanse // Tomorrow’s Schools — Towards Integrity / Edited by Chris Watkins, Caroline Lodge and Ron Best. — London and New York: RoutledgeFalmer, 2000.

39. Winch C. Developing Critical Rationality as a Pedagogical Aim // Journal of Philosophy Education. — Oxford: Blackwell Publishing.

Одной из ключевых проблем развития общества знаний является социализация молодых людей, способных обеспечить его социально-экономический и культурный рост. В наши дни обычным людям необходимо постигать науку, отмечает Дж. Маккензи, поскольку «принятие решений все в большей степени связано с наукой, и тех, кто не имеет о ней представления, сбрасывают со счетов» [36, р. 63]. Речь идет о становлении нового типа социализации, наделяющей растущего индивида продуктивным отношением к знанию и познанию, то есть о социализации для общества знаний. Определение и описание такого типа социализации отсутствует в научной литературе. Я ввожу понятие «социализация научно-исследовательского типа» и устанавливаю, что исследовательское образование является главным инструментом для такой социализации в обществе знаний.

Развитие общества знаний опирается на познавательные способности творческой личности. Инструментами роста такого общества становятся профессии когнитивного типа, имеющие большой объем креативной деятельности в сферах, связанных с наукой. В роли культурно-производящей основы общества знаний выступает образование, которое воспитывает способных к научному поиску молодых людей, то есть исследовательское образование.

«Научное» доминирование, однако, не исключает культурное разнообразие типов образования по их отношению к знанию. «Общество знаний нуждается в разнообразии в системах высшего образования, — записано в коммюнике Всемирной конференции по образованию (2009), — когда ряд институтов будет обладать широким кругом полномочий и заниматься с различными типами обучающихся». Одной лишь доступности образования недостаточно, «усилия должны быть направлены на успех учащихся» [20, р. 3–4]. Особой гуманистической задачей современного образования является создание психически комфортных познавательных условий для разных когнитивных типов личности в родственном им социокультурном окружении [34, р. 453]. Движение в этом направлении свидетельствует о зарождении парадигмально дифференцированной системы образования начиная с его начальных ступеней [5, с. 30–31].

Для Цитирования:
Карпов Александр Олегович, Новый тип социализации для общества знаний и его особенности. Ученый совет. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: