По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.036 DOI:10.33920/nik-02-2404-06

Новый русский стиль и особенности его воплощения в современной культуре

Сапожникова Виктория Станиславовна кандидат культурологии, выпускница кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

В истории постоянно чередуются периоды, когда актуальным становится то всеобще-мировое, универсальное и вненациональное, то специфичное, локальное, единственно-уникальное. Наиболее ярким примером смены таких эпох стал рубеж между Просвещением и Романтизмом — в этот период вера в универсальность и всеобщность разума, стремление к общечеловеческому и отказ от традиционности уступили место увлечению этнической уникальностью, выделению особого значения неповторимости, эмоциональности и красоты древней народной истории. В статье описывается новый русский стиль и примеры его воплощения в разных формах культуры.

Литература:

1. Аудиосборник со сказками выпустил томский Музей славянской мифологии. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1604354/2023-11-13/audiosbornik-soskazkami-vypustil-tomskii-muzei-slavianskoi-mifologii (дата обращения: 12.01.2024).

2. Давайте говорить по-русски. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall51732378_176391 (дата обращения: 12.01.2024).

3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1972–1990. Т. 20: Публицистика. Статьи и заметки. 1862–1865, 1980. — 432 с.

4. Костина А.В. Традиционные ценности: что это значит для России и для западного мира [Текст] / А.В. Костина // Знание. Понимание. Умение. — 2023. — № 2. — С. 90–106.

5. Костина А.В. Ценности как фактор национальной безопасности [Текст] / А.В. Костина // Знание. Понимание. Умение. — 2023. — № 1. — С. 80–91.

6. Кот Ю. Русская барыня либерального извода. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZWHi4AkWS1MPWHcj (дата обращения: 12.01.2024).

7. Ли В. Любовь и богатыри: свадьбы, похищения и измены былинного эпоса // Русская барыня. [Электронный ресурс]. URL: https://ostorozhno.media/ lyubov-i-bogatyri-svadby-pohishheniya-i-izmeny-bylinnogo-eposa/ (дата обращения: 12.01.2024).

8. Лихачев Д.С. Русская культура / Дмитрий Лихачев. — Москва: Иллюминатор, 2022. — 368 с.

9. Лотман Ю.М. Типология культуры [Текст] : Статьи по типологии культуры. (Материалы к курсу теории литературы/ Тартусский гос. ун-т; Вып. 1). Тарту : [б. и.], 1970. — 105 с.

10. Новый русский // Культурный код. [Электронный ресурс]. URL: https:// vk.com/newrussian_cc (дата обращения: 12.01.2024).

11. Современное воплощение традиционных шейных украшений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chistyakova.online/ (дата обращения: 12.01.2024).

12. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий : влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь / П.А. Сорокин ; перевод с английского В.В. Сапова ; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. М.: Академический проект, 2022. — 399 с.

13. Piterville: как московские блогеры привлекают миллионы, продвигая русскую культуру. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.rbth.com/watch/1347-blogpiterville (дата обращения: 12.01.2024).

1. Audiosbornik so skazkami vypustil tomskiy Muzey slavyanskoy mifologii. [Elektronnyy resurs]. URL: https://iz.ru/1604354/2023-11-13/audiosbornik-so-skazkamivypustil-tomskii-muzei-slavianskoi-mifologii (data obrashcheniya: 12.01.2024).

2. Davayte govorit' po-russki. [Elektronnyy resurs]. URL: https://vk.com/wall51732378_176391 (data obrashcheniya: 12.01.2024).

3. Dostoyevskiy F.M. Polnoye sobraniye sochineniy: v 30 tomakh / F.M. Dostoyevskiy; AN SSSR, Institut russkoy literatury (Pushkin. dom). L.: Nauka. Leningr. otdeleniye, 1972– 1990. T. 20: Publitsistika. Stat'i i zametki. 1862–1865, 1980. — 432 s.

4. Kostina A.V. Traditsionnyye tsennosti: chto eto znachit dlya Rossii i dlya zapadnogo mira [Tekst] / A.V. Kostina // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2023. — № 2. — S. 90– 106.

5. Kostina A.V. Tsennosti kak faktor natsional'noy bezopasnosti [Tekst] / A.V. Kostina // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2023. — № 1. — S. 80–91.

6. Kot YU. Russkaya barynya liberal'nogo izvoda. [Elektronnyy resurs]. URL: https:// dzen.ru/a/ZWHi4AkWS1MPWHcj (data obrashcheniya: 12.01.2024).

7. Li V. Lyubov' i bogatyri: svad'by, pokhishcheniya i izmeny bylinnogo eposa // Russkaya barynya. [Elektronnyy resurs]. URL: https://ostorozhno.media/lyubov-ibogatyri-svadby-pohishheniya-i-izmeny-bylinnogo-eposa/ (data obrashcheniya: 12.01.2024).

8. Likhachev D.S. Russkaya kul'tura / Dmitriy Likhachev. — Moskva: Illyuminator, 2022. — 368 s.

9. Lotman YU.M. Tipologiya kul'tury [Tekst] : Stat'i po tipologii kul'tury. (Materialy k kursu teorii literatury/ Tartusskiy gos. un-t; Vyp. 1). Tartu : [b. i.], 1970. — 105 s.

10. Novyy russkiy // Kul'turnyy kod. [Elektronnyy resurs]. URL: https://vk.com/ newrussian_cc (data obrashcheniya: 12.01.2024).

11. Sovremennoye voploshcheniye traditsionnykh sheynykh ukrasheniy. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.chistyakova.online/ (data obrashcheniya: 12.01.2024).

12. Sorokin P.A. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh bedstviy : vliyaniye voyny, revolyutsii, goloda, epidemii na intellekt i povedeniye cheloveka, sotsial'nuyu organizatsiyu i kul'turnuyu zhizn' / P. A. Sorokin ; perevod s angliyskogo V. V. Sapova ; Federal'nyy nauchno-issledovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr RAN. M.: Akademicheskiy proyekt, 2022. — 399 s.

13. Piterville: kak moskovskiye blogery privlekayut milliony, prodvigaya russkuyu kul'turu. [Elektronnyy resurs]. URL: https://ru.rbth.com/watch/1347-blog-piterville (data obrashcheniya: 12.01.2024).

В настоящий период Отечественной истории интерес к национально-самобытному, к творчеству и традициям русского народа и всех народов России приобретает особый смысл [4, c. 94]. Стиль, который формируется в данной ситуации, называют «Новым русским стилем» или «Новым русским искусством». С таким названием уже прошли многие выставки в России, включающие образцы ювелирного искусства, моды, дизайна интерьеров, концерты музыкальных произведений. Это новое искусство формирует сегодня новые эстетические образцы и духовные идеалы, выступающие, по слову Ю. Лотмана, в качестве мощных регуляторов жизни» [9, c. 40], так как «народ, создающий высокий национальный идеал, создает гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками создают горный хребет культуры» [8, c. 75].

Отношение к прошлому, к тому, что уже давно стало традицией может выступать в двух ипостасях. В первом случае рассматривается традиция и ее наследие как важный и памятный документ. В этом случае мы разделяем прошлое и настоящее, бережно храним, изучаем наше наследие, но и отделяем его как факт истории от всего зарождающегося, нового. Во втором случае нет разрыва с минувшим. Создается бесконечная цепочка, состоящая из звеньев прошлого и настоящего. Прошедшее продолжает жить в современности, питая и вдохновляя его. От этого настоящее более четко определяет свое современное содержание, актуализируя прошлое, выделяя свой общекультурный код — неповторимый и узнаваемый. Это требует от творцов культуры, от всего народа созидательной активности, богатого воображения, каким и славится русский народ. Полноценная жизнь памятников культуры только тогда полноценна и служит на благо настоящего, когда она «мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнена историческими ассоциациями» [8, c. 64].

По мысли Дмитрия Лихачева, отношение к прошлому формирует собственный национальный облик, поскольку каждый человек является одновременно носителем прошлого и настоящего. Человек в этом смысле представляет собой часть всего общества и часть его богатой истории, «не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание» [8, c. 65]. Если же беспамятство охватит целые слои общества в нескольких поколениях, то это неизбежно приведет к разложению нравственной оболочки, отзовется в семейных отношениях, разорвутся связи, скрепляющие поколения, что непременно скажется на отношении прошлому, настоящему и будущему. Осознание своей культурной идентичности, сохранение, воспроизводство и актуализация культурной среды к современным условиям — как создание крепкой связи между прошлым и настоящим — необходимо для укрепления духовности и нравственности, для привязанности человека к родным местам, для его «духовной оседлости».

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Новый русский стиль и особенности его воплощения в современной культуре. Ученый совет. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: