Распространившаяся по всему миру эпидемия коронавируса нанесла огромный урон мировому строительному сектору. Предприятия многих стран оказались вынужденными приостановить работы, что привело к серьезным финансовым убыткам. Вопрос о том, является ли пандемия форс-мажором и можно ли считать сложившуюся ситуацию поводом для освобождения от ответственности за неисполнение договорных обязательств, является одним из наиболее актуальных среди застройщиков.
Стоит сразу обозначить, что формулировка «освобождение от исполнения договорных обязательств» является принципиально важной, поскольку, кроме законодательных норм и требований, есть еще и условия договора, которые могут предусматривать разные действия в форс-мажорных условиях. Предлагаем рассмотреть ситуацию и действия участников договорных отношений без учета требований отдельных договоров.
В случае если в договоре указаны оговорки, именно они будут иметь главенствующее значение и регламентировать порядок действий.
В Гражданском кодексе РФ понятие «форс-мажор» отсутствует, вместо него используется словосочетание «обстоятельства непреодолимой силы». В соответствии с текстом ГК РФ под такими обстоятельствами понимаются непредотвратимые и чрезвычайные при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Рассмотрим подробнее, что является обстоятельством непреодолимой силы. Верховный суд подчеркнул, что для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо, чтобы оно обладало непредотвратимым и чрезвычайным характером в конкретных условиях (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7). Чрезвычайным в соответствии с постановлением является исключительное обстоятельство, наступление которого нетипично, не прогнозируемо для конкретных условий. Оно должно выходить за рамки обыденного, «нормального», являться необычным для тех или иных жизненных условий. Такое обстоятельство при этом не является жизненным риском, а потому не может быть предусмотрено ни при каких обстоятельствах.