У мегаполисов существует ряд преимуществ: социальное и культурное разнообразие, обилие различной инфраструктуры, технологичность. Но всё это упирается в один значительный минус. Для того чтобы добраться до работы, торгового центра или школы, горожане вынуждены тратить часы — на стояние в пробках или поездки на общественном транспорте. Как отклик на проблемы больших городов в урбанистике была сформулирована концепция «города пятнадцати минут». О том, что это такое и как новые практики помогают формировать комфортное для всех городское пространство, рассказывает Елена Устинова, директор по маркетингу и продажам «Доброград Девелопмент».
Базовый принцип можно сформулировать так: горожанин должен иметь возможность добраться до жизненно необходимых объектов инфраструктуры в течение 15 минут пешком или поездки с использованием средств индивидуальной мобильности — в противовес личным автомобилям и даже общественному транспорту.
Концепцию впервые сформулировал сорбоннский профессор Карлос Морено в 1980-е годы. Она послужила ответом на тотальную автомобилизацию городской ткани, минусы которой становились всё более очевидными с распространением личного автотранспорта.
Последствия пандемии в виде вынужденной самоизоляции обнажили самые острые проблемы мегаполисов. Если раньше человек был полностью мобилен и для решения своих повседневных задач мог свободно перемещаться по городу, то теперь доступ к объектам инфраструктуры стал нужен в радиусе шаговой доступности — пользоваться транспортом банально было запрещено (а если можно, то с серьезными ограничениями). Вместо мобильности на первый план вышла микромобильность.
Глобально функциональность любого города можно свести до шести базовых элементов:
1) пространство для жизни;
2) рабочие места;
3) закрытие базовых потребностей — в еде, воде, тепле, электроэнергии и т. д.;
4) образование;
5) пространства для отдыха и досуга;
6) поддержание сообщества.
Постпандемийный опыт и наиболее соответствующая выводам из него концепция «пятнадцатиминутного города» постулируют, что человек должен иметь доступ ко всем перечисленным элементам городского устройства в радиусе пешей прогулки от дома.