Даже при беглом ознакомлении с текстом Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» видно специфическое отношение российской власти к институциональной сфере культуры нашей страны. Приоритетность волеизъявления отражена в самой структуре документа: если в разделах 3–8, 10 и 14 употребляется императив «в 2024 году необходимо обеспечить»1, то в разделах 9, 11 и 13 условие необходимости отсутствует («обеспечить в 2024 году»). В разделе 12, посвященном разработке национальной программы в сфере культуры, употребляется двоякое по смыслу требование «обратить особое внимание на необходимость». Иными словами, необходимость заботы о культуре признается, однако смысл нормы ограничен пожеланием «обратить особое внимание».
Если в остальных разделах значительная часть целей, целевых показателей и задач имеет количественное выражение («увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет», «увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год» и пр.), то в части культуры таковых три. Они подразумевают создание:
- «национального молодежного симфонического оркестра»;
- «виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации»;
- «условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек».
Таким образом, три указанные задачи можно считать приоритетными с очевидными организационными и финансовыми последствиями для остальных.
В целом заметно особое внимание к задачам цифровизации и компьютеризации всех отраслей, они упоминаются практически во всех разделах Указа.
Поскольку деятельность учреждений культуры можно отнести к экономике лишь с большой долей условности, думается, речь идет о совершенствовании системы пресловутых «государственных услуг» в сфере культуры и образования.