Глобализация и стремительный рост международной кооперации в сфере медицинского образования, особенно в течение последнего десятилетия, не могут считаться следствиями Болонского процесса. В его рамках затрагивались и подвергались обсуждению почти все предметные области системы высшего образования, исключая медицину. Про медицинское высшее образование упоминали в основной документации, посвященной Болонскому процессу, только как об исключении из единых тенденций, инициированных с его помощью. Реформы, происходящие в сфере медицинского образования, — процесс глобальный в масштабах всего государства. Всемирная федерация медицинского образования и Ассоциация медицинского образования в Европе выступают инициаторами и контролирующими органами этого процесса, одна из составляющих которого является принятая в России система аккредитации выпускника. Она необходима для определения соответствия уровня подготовки выпускника — молодого специалиста необходимому стандарту для реализации профессиональной деятельности. Система высшего медицинского образования должна обеспечивать подготовку грамотных специалистов с должным уровнем компетенции на основе умения и готовности осуществлять профессиональную деятельность, которая адаптирована к требованиям динамически изменяющегося рынка труда. Поэтому вместо привычной терминологии — знание, навыки, умения — используются новые понятия — компетентность и компетенция.
Компетенция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области; обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивность реализации профессиональной и иной деятельности. Иначе говоря, компетенции выявляются в профессиональных и социальных обстоятельствах, в конкретных ситуациях.
Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в определенной области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным, он обладает способностью к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт. Также компетентность можно определить как потенциальную готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях. Обладание определенными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.