По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новые технологии освещения в современных музеях

Среди всех технологий освещения, пожалуй, именно освещение пространства в музее является наиболее принципиальным. Для дизайнеров и проектировщиков это настоящий вызов: свет должен не только раскрывать эмоциональную силу произведения искусства, раскрывать его для зрителя, акцентировать внимание на деталях, но и обеспечивать сохранность и целостность полотна.

Литература:

1. Durmus D, Abdalla D, Duis A, Davis W. 2018. Spectral optimization to minimize light absorbed by artwork. LEUKOS. 16(1):45-54 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10. 1080/15502724.2018.1533852 [Taylor & Francis Online], [Google Scholar]

2. Feltrin F, Leccese F, Hanselaer P, Smet KAG. 2019. Impact of illumination correlated color temperature, background lightness, and painting color content on color appearance and appreciation of paintings. LEUKOS. 16(1):25–44 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1080/15502724.2018.15222 61 [Google Scholar]ю

3. Aston S, Radonjic A, Brainard DH, Hurlbert AC. 2019. Illumination discrimination for chromatically biased illuminations: Implications for color constancy. Journal of Vision. 19(3):23. [Crossref], [Web of Science ®], [Google Scholar].

4. Bauer M, Glenn T, Monteith S, Gottlieb JF, Ritter PS, Geddes J, Whybrow PC. 2018. The potential infl uence of LED lighting on mental illness. World Journal of Biological Psychiatry. 19(1):59–

73. [Taylor & Francis Online], [Web of Science ®], [Google Scholar]

5. Chew I, Kalavally V, Tan CP, Parkkinen J. 2016. A spectrally tunable smart led lighting system with closed-loop control. IEEE Sensors Journal. 16(11):4452–4459. [Crossref], [Web of Science ®], [Google Scholar]ю

6. Dang R, Tan HJ, Liu G, Wang N. 2019. Effects of illumination on paper and silk substrates of traditional Chinese painting and calligraphy measured with Raman spectroscopy. LEUKOS. 16(1):87-96 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1080/15502724.20 19.1570851 [Taylor & Francis Online], [Google Scholar].

7. Andrikopoulos P. (Conference Chair). 2017. Abstracts of the International Museum Lighting Symposium and Workshops. London (England): University College London. Sep 11–12, 2017 [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://discovery.ucl.ac.uk/10048078/1/book-ofabstracts2.pdf. Accessed Sep 26, 2019. [Google Scholar]. 8.Figueiro MG, Steverson B, Heerwagen J, Kampschroer K, Hunter CM, Gonzales K, Plitnick B, Rea MS. 2017. The impact of daytime light exposures on sleep and mood in offi ce workers. Sleep Health. 3(3):204-215. [Crossref], [PubMed], [Web of Science ®], [Google Scholar].

9. Choi K, Shin C, Kim T, Chung HJ, Suk H-J. 2019. Awakening eff ects of blue-enriched morning light exposure on university students’ physiological and subjective responses. Scientifi c Reports. 9(345). [Crossref], [PubMed], [Web of Science ®], [Google Scholar].

Именно особенности освещения задают настроение внутри пространства музея, оно направляет зрителя, настраивает его. Со стороны самых разных участников экспозиционно-выставочного процесса можно наблюдать повышенный интерес к современным осветительным технологиям: в них заинтересованы кураторы выставок, кредиторы, сотрудники пресс-служб, реставраторы, спонсоры. Важными критериями при выборе освещения является энергоэффективность и стоимость системы: на это обращают внимание и кураторы выставок, строительные компании, и руководители музеев, и даже работники службы безопасности.

Дизайнеры, выстраивающие пространство с помощью освещения, должны учитывать все возникающие требования и ориентироваться на существующие ограничения. Их задача – создать атмосферу, которая обеспечит как краткосрочный успех отдельной экспозиции, так и долгосрочный успех всего музея. Свет может играть решающую роль при создании совершенно разных атмосфер. В зависимости от целей самих художников и содержания художественных произведений, свет может или объединять полотна с выставочным пространством, или, напротив, отгораживать картины от зрителя, акцентируя внимание на деталях. Зритель может стать сторонним наблюдателем происходящего на полотне или непосредственным участником — и во многом восприятие будет зависеть от того, насколько грамотно выставлен свет в помещении.

Одной из самых глобальных проблем для систем музейного освещения на сегодняшний день является стремительное развитие технологий. Музеи просто не успевают обновлять дорогостоящее оборудование. Исследователи постоянно открывают миру новые технологии воздействия света на поведение человека. На основе открытий биологов о новых способностях человеческого мозга моделировать настроение в зависимости от качества освещения инженеры создают системы так называемого интеллектуального освещения.

Известно, что характер освещения может влиять на восприятие информации, здоровье, производительность и даже бдительность. Новые интеллектуальные технологии позволяют использовать эти особенности света для искусственного создания того или иного состояния человека.

Для Цитирования:
Алексей Викторович Ушаков, Новые технологии освещения в современных музеях. Музей. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: