Именно особенности освещения задают настроение внутри пространства музея, оно направляет зрителя, настраивает его. Со стороны самых разных участников экспозиционно-выставочного процесса можно наблюдать повышенный интерес к современным осветительным технологиям: в них заинтересованы кураторы выставок, кредиторы, сотрудники пресс-служб, реставраторы, спонсоры. Важными критериями при выборе освещения является энергоэффективность и стоимость системы: на это обращают внимание и кураторы выставок, строительные компании, и руководители музеев, и даже работники службы безопасности.
Дизайнеры, выстраивающие пространство с помощью освещения, должны учитывать все возникающие требования и ориентироваться на существующие ограничения. Их задача – создать атмосферу, которая обеспечит как краткосрочный успех отдельной экспозиции, так и долгосрочный успех всего музея. Свет может играть решающую роль при создании совершенно разных атмосфер. В зависимости от целей самих художников и содержания художественных произведений, свет может или объединять полотна с выставочным пространством, или, напротив, отгораживать картины от зрителя, акцентируя внимание на деталях. Зритель может стать сторонним наблюдателем происходящего на полотне или непосредственным участником — и во многом восприятие будет зависеть от того, насколько грамотно выставлен свет в помещении.
Одной из самых глобальных проблем для систем музейного освещения на сегодняшний день является стремительное развитие технологий. Музеи просто не успевают обновлять дорогостоящее оборудование. Исследователи постоянно открывают миру новые технологии воздействия света на поведение человека. На основе открытий биологов о новых способностях человеческого мозга моделировать настроение в зависимости от качества освещения инженеры создают системы так называемого интеллектуального освещения.
Известно, что характер освещения может влиять на восприятие информации, здоровье, производительность и даже бдительность. Новые интеллектуальные технологии позволяют использовать эти особенности света для искусственного создания того или иного состояния человека.