Уникальное географическое положение России предопределило ее неразрывную связь с Арктикой. Сейчас интерес к этому региону возрождается. Такие стратегические задачи, как освоение природных бо гатств Арктики и круглогодичная эксплуатация Северного морского пути (самого короткого маршрута из Европы на Дальний Восток) требуют серьезного обновления и расширения парка судов, способных работать в сложной ледовой обстановке.
Необходимость в этом назрела давно. Построенные в советские времена легендарные атомные ледоколы «Ленин», «Сибирь», «Арктика» и т. д. давно списаны и утилизированы. Пришедшие им на смену «Ямал», «50 лет Победы», ледоколы класса «Таймыр» также скоро выработают свой ресурс и уже не справляются с возрастающей нагрузкой.
В настоящее время в нашей стране реализуется масштабная программа обновления ледокольного флота. Несколько лет назад на верфях были заложены три новых судна проекта 22220. Они могут преодолевать льды толщиной более 3 м, а также менять осадку и входить в устья крупнейших сибирских рек, что ранее было недоступно «магистральным» ледоколам. Корпус головного корабля «Арктика» уже спущен на воду, а в строй его введут в 2017 г. Завершение строительства еще двух ледоколов этой серии — «Сибирь» и «Урал» — намечено на 2019 и 2020 гг.
В нашей стране реализуется масштабная программа обновления ледокольного флота. Несколько лет назад на верфях были заложены три новых судна проекта 22220. Они могут преодолевать льды толщиной более 3 м, а также менять осадку и входить в устья крупнейших сибирских рек, что ранее было недоступно «магистральным» ледоколам. Корпус головного корабля «Арктика» уже спущен на воду, а ввести его в строй планируется в 2017 г.
Сегодня ведется проектирование еще более мощного ледокола шириной 40 м и водоизмещением 55 600 т с возможностью преодоления льдов толщиной более 4 м. Этот ледовый «монстр» будет ориентировочно построен к 2025 г.
Для освоения Арктики нужны не только ледоколы, но и другие типы судов, способные плавать во льдах. Так, в последние годы для российских нефтегазовых компаний строятся танкеры ледового класса, задача которых — обеспечить круглогодичную транспортировку углеводородов с приарктических и дальневосточных нефтяных и газовых месторождений.