По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Новые решения по клинико-статистическим группам заболеваний в 2015 году

Пирогов Михаил Васильевич д-р экон. наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономист лечебного учреждения», pirogov. 57@mail.ru

В конце 2014 г. вышли в свет методические рекомендации по использованию клинико-статистических групп (КСГ) заболеваний при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных и стационарозамещающих условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Это дальнейшее развитие отечественного метода формирования и использования диагностически-родственных групп заболеваний (DRG), получившее признание во всех экономически развитых странах. В статье рассмотрены особенности применения новой версии КСГ, в том числе позволяющие учитывать инициативу регионов по совершенствованию планирования и оплаты медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

КСГ версии 2015 г. (третья версия) включает 258 ценовых позиций и предназначены для использования в условиях стационара и дневного стационара, как для взрослого, так и для детского населения. Основной экономической характеристикой КСГ остаются различные относительные коэффициенты, главным и неизменным на региональном уровне является коэффициент затратоемкости (КЗ). Этот относительный коэффициент указывает на диапазон отклонений в стоимости совокупности различных ресурсов, используемых при оказании медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями и состояниями. Минимальное значение данного коэффициента в 2015 г. у КСГ № 11 «Искусственное прерывание беременности (аборт)» – 0,18 по профилю «Акушерство и гинекология». Максимальное значение у КСГ № 91 «Крайне малая масса тела при рождении, крайняя незрелость» – 12,09 по профилю «Неонатология». Разница в стоимости среднего пациента по вышеназванным КСГ составляет 67,2 раза. Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым, 2014 г. диапазон отклонения относительной стоимости между самым «дорогим» и «дешевым» КСГ изменился в большую сторону (ранее он оставлял – 45,3 раза). Очевидно, что третья версия КСГ обеспечивает более точную зависимость между медицинской технологий и необходимым ресурсным обеспечением. В странах, применяющих аналогичные КСГ финансовые инструменты, наблюдается еще большее дифференцирование в относительных коэффициентах, чем в России. Например, в США, в одной из наиболее «древних» систем КСГ (DRG – международное наименование), используемых при финансировании программы Медикер, используется 999 наименований КСГ (т. н. MS-DRG v. 22). И диапазон весовых коэффициентов более значителен от 0,1 «Аборт» до 178 «Имплантация сердца», т. е. отличается в 1780 раз. Необходимо также учитывать исключение многих дорогостоящих методов лечения из отечественной модели КСГ. Так, эндоваскулярное лечение врожденных ревматических и неревматических пороков клапанов сердца методом транскатеторного протезирования отнесено в программе государственных гарантий к высокотехнологичной медицинской помощи со стоимостью случая в 1310 тыс. руб. Коэффициент затратоемкости для данной патологии мог составить – 58,9, что в 589 раз превышает минимальную затратоемкость по КСГ № 11 «Искусственное прерывание беременности (аборт)».

Для Цитирования:
Пирогов Михаил Васильевич, Новые решения по клинико-статистическим группам заболеваний в 2015 году. Справочник врача общей практики. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: