В 2021 году вступают в действие новые правила бухгалтерского учета затрат по заимствованиям российских организаций госсектора. Эти правила устанавливает ФСБУ «Затраты по заимствованиям», который организации госсектора должны будут применять начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год. Как известно, российские бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе международных стандартов финансовой отчетности. В связи с этим представляет интерес исследование соотношения регламентаций нового российского ФСБУ «Затраты по заимствованиям» с его аналогом в системе МСФО ОС (международных стандартов для организаций общественного сектора) — МСФО ОС 5 «Затраты по займам». Анализ научной литературы показывает значительный интерес авторов к проблемам нормативного регулирования бухгалтерского учета организаций госсектора [1; 3; 5; 6; 9; 12]. Немало работ посвящено и вопросам применения для разработки отечественных бухгалтерских стандартов МСФО ОС [11; 14–16]. Некоторые вопросы учета затрат по займам в системе МСФО ОС затрагиваются в [2; 8]. Ряд проблем учета затрат по заимствованиям в российских государственных организациях рассматривается в [7]. В [10] изучаются вопросы влияния учета затрат по займам на оценку активов организаций. В ряде работ анализируется понятийный аппарат в сфере учета затрат и расходов организаций [4; 13; 17]. Несмотря на наличие перечисленных работ, не все вопросы учета затрат по заимствованиям нашли свое исчерпывающее решение. В настоящей статье исследуем новые регламентации ФСБУ «Затраты по заимствованиям» и сопоставим их с правилами МСФО ОС 5.
Регламентации любых бухгалтерских стандартов, как правило, начинаются с определения базовых понятий. Не являются исключением ФСБУ «Затраты по заимствованиям» и МСФО ОС 5. Прежде всего, как и ожидалось, оба стандарта дают определения понятий «затраты по заимствованиям» и «затраты по займам». Согласно российскому стандарту, затраты по заимствованиям представляют собой затраты по государственному и муниципальному долгу и по долговым обязательствам государственных и муниципальных учреждений, а также процентные расходы по другим долгосрочным обязательствам государственных и муниципальных учреждений. Следует отметить, что ФСБУ «Затраты по заимствованиям» достаточно подробно расписывает состав перечисленных видов затрат. При этом значительная часть затрат по заимствованиям связана с обслуживанием государственного и муниципального долга (по выплате процентов, дисконта и иных платежей, обусловленных наличием государственных и муниципальных долговых обязательств). В состав затрат по заимствованиям входят также платежи поставщикам и подрядчикам с учетом выплаты процентов за отсрочку платежа, а также процентные расходы, входящие в состав арендных платежей. Лишь в качестве прочих затрат трактуются затраты, связанные с получением кредита и займа организациями госсектора (затраты по оформлению договоров кредита и займа, по страхованию и оплате консультационных услуг в связи с заключением этих договоров).