Вот уже третий год не утихают разговоры о том, что рынку нужен новый глоток воздуха в виде электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН). На нее возлагаются большие надежды, в том числе и связанные с уничтожением теневого сегмента рынка. Но чтобы использовать документ, необходимо обновить Постановление «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление) и закрепить в нем возможность использования ЭТрН.
Многочисленные предложения по изменению правил перевозки грузов от различных организаций и инициативы рабочих групп при Сколково, ECR, отраслевых объединений, наработки Минтранса не привели к желаемому результату. Недостаточно просто ввести термин ЭТрН и утвердить его на законодательном уровне, необходимо проработать цепочку изменений в других нормативных правовых актах (далее — НПА), которые касаются:
● правил дорожного движения в части представления сотрудникам ГИБДД документов на груз. Кстати говоря, есть даже проект изменений о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения;
● иных НПА, связанных с подачей документов в суды, страховые компании;
● законов о регулировании деятельности экспедиторов;
● а самое главное — подачи документов в Федеральную налоговую службу (далее — ФНС). К слову, это орган, который принимает ЭТрН в качестве оправдательного документа при совершении хозяйственных операций. Подробнее об этом ниже.
ФНС принимает в электронном виде документы, которые составлены в формате, установленном законодательством. При этом порядок выставления и получения регулируется Министерством финансов. Для документации, подготовленной в электронном виде, но для которой не определен формат, процедура подачи довольно проста: распечатал — заверил — принес. Но как быть, если таких документов у компании тысячи? Это долго, дорого, а порой и вовсе бессмысленно.
Казалось бы, транспортные документы, составленные в электронном виде, должен курировать именно налоговый орган, но этим вопросом на сегодняшний день заведует Министерство транспорта. Причина, почему так произошло, видится одна: Минтранс желает контролировать оборот грузов на территории РФ, потому считает, что сначала необходимо навести порядок концептуально и только потом перейти к решению вытекающих задач, таких как представление электронных документов в ФНС.