По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.16

Новые правила оценки непроизведенных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора

Дружиловская Эмилия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 603081, Нижний Новгород, ул. Сурикова, д. 14А, кв. 8 E-mail: druzhilovskaya@yandex.ru
Ключевые слова: непроизведенные активы, первоначальная оценка, последующая оценка, справедливая стоимость, обесценение, федеральный стандарт бухгалтерского учета, организации государственного сектора

Минфин России утвердил новый федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора «Непроизведенные активы». Данный документ устанавливает новые правила оценки указанных активов вышеназванных организаций (в том числе организаций здравоохранения). В настоящей статье исследованы предусмотренные новым федеральным стандартом регламентации по оценке непроизведенных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора.

Литература:

1. Непроизведенные активы: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34 н.

2. Обесценение активов: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259 н.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157 н.

4. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183 н.

5. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174 н.

6. Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162 н.

7. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т. Н. Методика формирования учетной политики на основе профессионального суждения бухгалтера // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 24. — С. 2–15.

8. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 4 (40). — С. 18–26.

9. Дружиловская Э. С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 47 (341). — С. 26–41.

10. Казакова Н. А., Федченко Е. А., Маматов Б. С. Методика комплексной оценки эффективности деятельности государственных учреждений // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). — 2013. — № 11–12. — С. 31–38.

11. Казакова Н. А., Федченко Е. А., Белякова Е. И. Control issues and improve budget effi ciency by improving value-added tax / В сб.: Синергия учета, анализа и аудита — основа эффективного управления мировой экономикой. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. — М., 2014. — С. 14–18.

12. Федченко Е. А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Монография. — М., 2016. — Серия: Научная мысль. — 348 с.

Приказом № 34 н от 28.02.2018 [1] Минфин России утвердил федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора «Непроизведенные активы». Указанный стандарт вступает в силу с 1 января 2020 года и устанавливает новые правила оценки таких активов в бухгалтерском учете вышеназванных организаций, в частности организаций здравоохранения. Исследование данных правил позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными нововведениями федерального стандарта являются включение требований оценки непроизведенных активов по справедливой стоимости и учет обесценения указанных активов. Проанализируем новые правила оценки вышеназванных активов более подробно.

Прежде всего обратимся к регламентациям федерального стандарта по первоначальной оценке непроизведенных активов. Исследование данных регламентаций позволяет выделить следующие случаи поступления указанных активов в организацию государственного сектора, от которых зависят правила формирования оценки при признании таких активов:

1) приобретение в результате обменных операций:

а) в обмен на денежные средства или их эквиваленты;

б) в обмен на иные активы, за исключением денежных средств и их эквивалентов;

2) приобретение путем необменных операций;

3) получение субъектом учета от собственника (учредителя).

В таблице 1 систематизированы требования к первоначальной оценке непроизведенных активов, поступивших в организацию в перечисленных случаях.

Как видно из таблицы 1, сумма фактических затрат на приобретение используется в качестве первоначальной оценки непроизведенных активов только в одном случае поступления данных активов в организацию — при приобретении в результате обменных операций в обмен на денежные средства или их эквиваленты.

При этом в федеральном стандарте устанавливаются следующие перечни фактических затрат, включаемых в оценку при признании непроизведенных активов, и расходов, не признаваемых в первоначальной стоимости данных активов (табл. 2).

Для Цитирования:
Дружиловская Эмилия Сергеевна, Новые правила оценки непроизведенных активов в бухгалтерском учете организаций государственного сектора. Бухучет в здравоохранении. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: