Современный этап развития социально-экономического состояния России характеризуется существенными изменениями нормативно-правовой базы в области здорового питания, что обусловлено актуальностью проблемы обеспечения населения страны продуктами здорового питания. В 2015 году в стране была принята Стратегия национальной безопасности [1], одно из положений которой гласит: «Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу».
Развивая это положение в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [2], были внесены существенные изменения как в структуру закона, так и в определения терминов.
В таблице 1 представлены данные о структуре Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в редакциях 2000 и 2020 годов.
Сравнение структур двух редакций закона показывает, что в редакцию 2020 года включены новые статьи, которые отсутствовали в первой редакции (2000 года) и последующих редакциях (вплоть до 2015 года). К их числу относятся:
• обращение пищевых продуктов, материалов и изделий (ст. 3 — в уточненной редакции: взамен термина «оборотоспособность» применен термин «обращение»);
• требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям (ст. 9 — в первой редакции: «обязательные» требования);
• ст. 25 «Требования к экспертизе, утилизации и уничтожению некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из обращения» дополнена новыми абзацами в области специализированного питания;
• ст. 25.1, 25.2, 25.3. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов для питания детей, в том числе в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления, в организованных детских коллективах;