По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068 DOI:10.33920/sel-10-2511-04

Новые подходы к увеличению срока службы техники, подвергшейся износу

Дунаев А. В. канд. техн. наук, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Е-mail: dunaev135@mail.ru
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, ведущ. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»

В работе представлены инновационные подходы к увеличению срока службы изношенных узлов трения машин и оборудования в процессе их технического обслуживания. Это достигается путем добавления в моторные масла минеральных триботехнических композиций и применения электрических зарядов от переносного преобразователя в электрической системе транспортных средств.

Литература:

1. Белый И. Ф., Меркулов А. Ф., Белый В. И., Голубев И. Г. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. — 52 с.

2. Васильков Д. В. Анализ поверхностного слоя, формируемого минеральными модификаторами поверхности трения / Д. В. Васильков, И.Ф. Пустовой, Н.И. Пустовой // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 11–13.

3. Ващенок А. В., Казарезов В. В., Таловина И. В., Костенко В. В. Серпентины в триботехнике // Минералогия. — 2002. — № 1. — С. 12–17.

4. Воронин С. В., Дунаев А. В. Влияние электрического и магнитного поля на механизм действия присадок к маслам // Трение и износ. — 2015. — Т. 36. — № 1. — С. 41–49.

5. Дроздов Ю. Н. и др. Новая противоизносная и антифрикционная ресурсовосстанавливающая композиция присадок к смазочным материалам // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2004. — № 5. — С. 50–53.

6. Дубинин А. Д. Энергетика трения и износа деталей. — Киев: Машгиз (южное отделение), 1963. — 140 с.

7. Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов. — Казань: Казанский университет, 2013. — 272 с.

8. Зуев В. В. Конституция, свойства минералов и строение земли (энергетические аспекты). — СПб.: Наука, 2005. — 400 с.

9. Лавров Ю. Г. Повышение долговечности корабельных ДВС введением неорганических присадок природного происхождения: Дис. … канд. техн. наук. — СПб.: Военно-морская академия, 1997. — 288 с.

10. Лазарев С. Ю. О концептуальных вопросах исследований в области трибологии природных минеральных материалов / С. Ю. Лазарев // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 124. — Ч. 2. — С. 47–52.

11. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Вершинин Н. К., Дунаев А. В. Применение эффекта поля для снижения фрикционных потерь машин // Тракторы и сельхозмашины. — 2014. — № 10. — С. 40–43.

12. Пузырь А. П. и др. Перспективы использования детонационных наноалмазов с повышенной коллоидной устойчивостью в технических областях // Нанотехника. — 2006. — № 4 (8). — С. 96–95.

13. Пустовой И. Ф. 14-летний опыт Питерской РВС-технологии / И. Ф. Пустовой // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

14. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии: мифы или реальность. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 216 с.

15. Christophe Donnet, Ali Erdemir Editors. Tribology of Diamond-Like Carbon Films Fundamentals and Applications / University Institute of France and University Jean Monnet Laboratoire Hubert Curien UMR 5513 18 avenue Professeur Benoît Lauras 42000 Saint-Etienne, France. Argonne National Laboratory Energy Systems Division 9700 South Cass Avenue Argonne, IL 60439, USA. 2008, Springer Science + Business Media, L, 664 h.

16. Sung Chul Cha, Ali Erdemir Editors. Coating Technology for Vehicle Applications / Sung Chul Cha Materials Development Center R&D. Ali Erdemir Argonne National Laboratory Energy Systems Division Argonne, IL, USA. Division, Hyundai Motor Group Hwaseong-si, Gyeonggi-do, Korea. Springer International Publishing Switzerland, 2015. — 240 р.

17. Yuansheng J., Shenghua L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6 Si4 O10(OH)// Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. — Argonne, USA and Jean-Michel Martin Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. Еlsevier B. V., 2007. — Р. 445–469.

Одним из действенных способов повышения износостойкости и продления срока службы сильно изношенных узлов трения является формирование на поверхностях деталей антифрикционных слоев с использованием различных триботехнических составов, добавляемых в штатные смазки при проведении техобслуживания машин и оборудования. Эти методы, применяемые с 1930 г., позволяют увеличить срок службы техники в 2–3 раза, снизить расход топлива и электроэнергии на 5–20 % и уменьшить эксплуатационные расходы до 30 %.

Введение в масла химически активных компонентов, суспензий частиц природных и синтетических минералов, масляных растворов активных органических веществ, солей металлов органических кислот, а также электрических зарядов с потреблением энергии менее 1 Вт для создания износостойких покрытий экономически целесообразно и выгодно с рентабельностью от 500 до 800 % и выше.

Безоперационный технический сервис как элемент общей системы технического обслуживания и ремонта машин охватывает все периоды их жизненного цикла и включает в себя приработку, диагностику, добавление профилактических трибосоставов, очистку систем смазки двигателей, топливоподачи, охлаждения, а также восстановление изношенных узлов с использованием ремонтно-восстановительных составов. В последнем случае минеральные частицы обнажают каталитически активные поверхности трения, подвергаются механической обработке, участвуют в адгезии, физико-химических процессах, трибополимеризации и катализе трибопроцессов. В результате формируется ремонтно-восстановительное покрытие.

Серпентиновые трибосоставы создают прочные антифрикционные покрытия. Исследования европейских, американских и особенно китайских ученых из Государственной лаборатории трибологии университета Цинхуа показывают, что эти минералы способствуют образованию алмазоподобных углеродных пленок, характеризующихся высокой чистотой, твердостью и состоящих на 90 % из углерода. Эффект серпентиновой обработки проявляется уже через час и усиливается в процессе эксплуатации даже без добавления трибосостава.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Новые подходы к увеличению срока службы техники, подвергшейся износу. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: