Одним из действенных способов повышения износостойкости и продления срока службы сильно изношенных узлов трения является формирование на поверхностях деталей антифрикционных слоев с использованием различных триботехнических составов, добавляемых в штатные смазки при проведении техобслуживания машин и оборудования. Эти методы, применяемые с 1930 г., позволяют увеличить срок службы техники в 2–3 раза, снизить расход топлива и электроэнергии на 5–20 % и уменьшить эксплуатационные расходы до 30 %.
Введение в масла химически активных компонентов, суспензий частиц природных и синтетических минералов, масляных растворов активных органических веществ, солей металлов органических кислот, а также электрических зарядов с потреблением энергии менее 1 Вт для создания износостойких покрытий экономически целесообразно и выгодно с рентабельностью от 500 до 800 % и выше.
Безоперационный технический сервис как элемент общей системы технического обслуживания и ремонта машин охватывает все периоды их жизненного цикла и включает в себя приработку, диагностику, добавление профилактических трибосоставов, очистку систем смазки двигателей, топливоподачи, охлаждения, а также восстановление изношенных узлов с использованием ремонтно-восстановительных составов. В последнем случае минеральные частицы обнажают каталитически активные поверхности трения, подвергаются механической обработке, участвуют в адгезии, физико-химических процессах, трибополимеризации и катализе трибопроцессов. В результате формируется ремонтно-восстановительное покрытие.
Серпентиновые трибосоставы создают прочные антифрикционные покрытия. Исследования европейских, американских и особенно китайских ученых из Государственной лаборатории трибологии университета Цинхуа показывают, что эти минералы способствуют образованию алмазоподобных углеродных пленок, характеризующихся высокой чистотой, твердостью и состоящих на 90 % из углерода. Эффект серпентиновой обработки проявляется уже через час и усиливается в процессе эксплуатации даже без добавления трибосостава.