По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новые подходы к оценке публикационной активности университетов

Ключевые слова:

Сергей Васильевич Киреев,

декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ «МИФИ»

МИФИ — это один из лучших вузов не только России, но и мира. Мы уже несколько лет входим в топ-100 по физике (физика, астрономия) QS и Times Higher Education. Наш ректор Михаил Николаевич Стриханов — известный учёный с индексом Хирша на сегодняшний день 66. И у нас достаточно много учёных с высоким индексом Хирша. В этом смысле всё хорошо.

В МИФИ большое внимание уделяется онлайн-курсам. Это исключительно важное направление, в котором мы сегодня занимаем третье место в России. На наших онлайн-курсах обучаются 90 тыс. студентов из 146 стран мира. Вопрос: много это или мало? Это очень мало! MIT (Массачусетский технологический институт) поставил задачу: привлечь на онлайн-курсы миллиард студентов. И уже сегодня по отдельным курсам они обучают миллион слушателей. Вот какие ставятся задачи. Это должно быть целью и нашей высшей школы. Это наше будущее, в том числе и для области физики.

Я с большим уважением отношусь к нашим ведущим университетам, во многих из которых, в том числе в Физтехе, сформировались очень сильные команды. За время участия в проекте «5–100» у нас заметно повысился балл ЕГЭ. Сегодня он составляет 89 баллов без учёта целевиков. Это очень много. Это технический университет, не гуманитарный. Нужно очень серьёзно оценивать эти цифры. Это данные, которыми можно проверить мониторинги. Откуда мы берём абитуриентов? В нашей сетевой школе участвуют 24 тыс. школьников. Это показатели, достигнутые во многом благодаря высоким рейтингам вуза.

Что касается оценки публикационной активности, МИФИ жаловаться не на что. До 2015 г. мы имели колоссальную цитируемость с учётом коллабораций. Получали 100 баллов в рейтингах Times Higher Education, QS. Потом все крупные коллаборации исключили — и МИФИ, естественно, пострадал. Я обратил внимание, что многие наши статьи зарубежные учёные читают, но по разным причинам не ссылаются на них. Более того, наши учёные читают и не ссылаются. Стал вникать в эту проблему — и получил очень интересные результаты.

Для Цитирования:
Сергей Киреев, Новые подходы к оценке публикационной активности университетов. Ректор ВУЗа. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: