Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы, построение предмета исследования и построение научной те ории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, то есть соответствия объекту изучения.
Методология испытаний зерна была разработана еще в конце ХХ века. Программа испытаний зерна при хранении обычно включает определение традиционных органолептических и физикохимических показателей, характеризующих технологическое достоинство пшеницы, на соответствие ГОСТ 9353 «Пшеница. Технические условия». Проводят испытания органолептических показателей, определяют содержание сорной и зерновой примеси, влажности, натуры, стекловидности, количество и качество сырой клейковины, число падения, зараженности вредителями, массовую долю белка. Также контролируют показатели безопасности на соответствие ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
Для зерна пшеницы длительного хранения своевременной является разработка комплекса дополнительных методов, позволяющих провести оценку его качества, во-первых, как объекта длительного хранения и, во-вторых, как объекта для переработки в муку и выработки из нее хлеба после цикла хранения.
Оценку качества зерна рекомендуют проводить на комплексной основе [1–3]. Необходимо установить взаимосвязь качественных показателей, выявить наиболее значимые показатели для длительного хранения — это показатели сохранности, характеризующие состояние влаги в зерне и состояние липидной фракции. Кроме того, целесообразно регламентировать показатели внутренних (скрытых) дефектов, выявляемых рентгенанализом. Для оценки возможности использования пшеницы после хранения в хлебопекарных целях немаловажное значение имеют технологически значимые признаки качества зерна, к которым относят мукомольные и хлебопекарные свойства.