По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Новые образовательные технологии в гуманитарной сфере

Захаров Николай Владимирович директор Шекспировского центра Московского гуманитарного университета, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: nikoltine@yandex.ru
Луков Валерий Андреевич директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: v-lukov@list.ru

В статье показано, что во многом заменившие классно-урочную систему образования новые образовательные технологии не могут решить ряд задач в сфере гуманитарного знания. Показаны МООКи, получившие особое развитие в связи с празднованием юбилеев Уильяма Шекспира, как один из способов приближения новых образовательных технологий к творческим задачам в гуманитарной сфере.

Литература:

1. Бине А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. / изд. подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. — СПб.: Союз, 1998. — 431 с.

2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования / Н.В. Войниленко // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 4 (23). — С. 148–150.

3. Захаров Н.В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / Н.В. Захаров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 320 с.

4. Захаров Н.В. «Шекспировская индустрия» от истоков до наших дней [Электронный ресурс] / Н.В. Захаров, Вл.А. Луков, Б.Н. Гайдин // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 1. — Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Zakharov~ Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ (дата обращения: 07.10.2017).

5. Захаров Н.В. Шекспиросфера / Н.В. Захаров, В.А. Луков, Вл.А. Луков // Вестник Международной академии наук. Русская секция. — 2012. — № 2. — C. 70–75.

6. Ильинский И.М. Образовательная революция / И.М. Ильинский. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. — 592 с.

7. Луков В.А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания / В.А. Луков, Вл.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 1. — С. 18–35.

8. Луков В.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания / В.А. Луков, Вл.А. Луков. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. — 784 с.

9. Луков В.А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира / В.А. Луков, Вл.А. Луков. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. — 640 с.

10. Луков В.А. Шекспиросфера (Шекспир, его современники, его эпоха в культуре повседневности) [Электронный ресурс] / В.А. Луков, Н.В. Захаров, Вл.А. Луков [и др.] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov ~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ (дата обращения: 07.10.2017).

11. Луков В.А. Шекспиросфера и культурные константы / В.А. Луков, Вл.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 2. — С. 200–208.

12. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / Е.В. Меттус. — М.: Глобус, 2009. — 272 с.

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2002. — 272 с.

14. Стекленева С.Ю. Контрольно-оценочная деятельность педагога — условие успешной итоговой аттестации обучающихся / С.Ю. Стекленева // География. Все для учителя. — 2016. — № 4 (52). — С. 5–8.

15. Bate J. Soul of the age: The life, mind and world of William Shakespeare / J. Bate. — London: Viking, 2008. — 500 p.

16. Bate J. The genius of Shakespeare / J. Bate. — London: Picador, 1997. — 386 p.

17. Bate J. The genius of Shakespeare / J. Bate. — London: Pan Macmillan, 2016. — 400 p.

18. Castells M. The Rise of the Network Society (The Information Age: Economy, Society, and Culture. Volume I) / M. Castells. — Oxford and Malden (Ma.): Blackwell Publishers, 2006. — xvii + 556 p.

19. Dobson M. Great Shakespeareans: John Philip Kemble / M. Dobson // Great Shakespeareans. Vol. 2: Garrick, Kemble, Siddons, Kean / Ed. by P. Holland. — London: Continuum, 2010. — 217 p.

20. Dobson M. Shakespeare and amateur performance: A cultural history / M. Dobson. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011. — xiii, 265 p.

21. Dobson M. The making of the national poet: Shakespeare, adaptation and authorship, 1660–1769 / M. Dobson. — Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1992. — 266 p.

22. Heyberger A. Jean Amos Comenius Komensky: sa vie et son oeuvre d'éducateur / A. Heyberger. — Paris: H. Champion. IX, 1928. — 280 p.

23. Needham J. The Teacher of Nations. Addresses and Essays in Commemoration of the Visit to England of the Great Czech Educationalist Jan Amos Komensky (Comenius) / J. Needham. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — 110 p.

24. Shakespeare: An illustrated stage history / Ed. by J. Bate, R. Jackson. — New York: Oxford University Press, 1996. — 253 p.

25. Waks L.J. The Evolution and Evaluation of Massive Open Online Courses: MOOCs in Motion / L.J. Waks. — New York: Palgrave Macmillan, 2016. — xvii, 136 p.

Образование — достаточно консервативный социальный институт. Классно-урочная система берет свое начало в образовательной революции Яна Амоса Коменского, то есть 386 лет назад (если отсчитывать от «Дидактики» Коменского на чешском языке, увидевшей свет в 1632 году и ставшей под его пером в следующие пять лет «Великой дидактикой» на латыни и читавшейся в таком виде по всей Европе), но в своей основе она спустя почти четыре века сохраняется в образовании и сегодня. От Коменского идут уроки в 45 минут, посвященные отдельным образовательным предметам, построенные по единой модели (повторение пройденного, введение нового, закрепление) и идущие по расписанию, а следом за ними — перемены между уроками, учебный день (включающий 4–6 уроков), неделя, четверть, год, каникулы; класс с постоянным составом одногодков до 30 человек; учитель как лицо, которое ведет урок и ставит оценки, переводит на их основе учащихся в следующий класс, поддерживая единство программы обучения. От Коменского идет и Orbis Sensualium Pictus — первый школьный учебник о мире чувственных вещей в картинках, имеющий другое авторское название — «Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни».

Коменский широко опубликован в европейских педагогических изданиях, ему в разные годы посвящено множество книг — от информативной работы о жизни и произведениях Коменского на французском языке Анны Хейбергер 1928 года, вышедшей под эгидой Института изучения славян в Париже и фактически завершившей большую литературу о Коменском, появившуюся на чешском, немецком, английском, польском и других языках в начале ХХ века [22], до переизданной с оригинала 1942 года книги Джозефа Нидхема, красноречиво названной «Учитель народов», появившейся на английском языке в 2015 году в качестве полезной для изучающих Коменского и историю образования [23].

Политическая, экономическая, культурная картина мира изменилась за это время до неузнаваемости, а система образования в своих формальных основах осталась прежней. Новая «образовательная революция», как ее понимают сегодня наиболее прогрессивные деятели образования, затронула или могла бы затронуть прежде всего смыслы обучения и воспитания в современной школе, особенно в вузе [6], но до конца ХХ века, а во многих случаях и в первой четверти XXI века не коснулась тех форм классно-урочной системы, которые с небольшими изменениями дошли от чешского педагога XVII века.

Для Цитирования:
Захаров Николай Владимирович, Луков Валерий Андреевич, Новые образовательные технологии в гуманитарной сфере. Ученый совет. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: