Образование — достаточно консервативный социальный институт. Классно-урочная система берет свое начало в образовательной революции Яна Амоса Коменского, то есть 386 лет назад (если отсчитывать от «Дидактики» Коменского на чешском языке, увидевшей свет в 1632 году и ставшей под его пером в следующие пять лет «Великой дидактикой» на латыни и читавшейся в таком виде по всей Европе), но в своей основе она спустя почти четыре века сохраняется в образовании и сегодня. От Коменского идут уроки в 45 минут, посвященные отдельным образовательным предметам, построенные по единой модели (повторение пройденного, введение нового, закрепление) и идущие по расписанию, а следом за ними — перемены между уроками, учебный день (включающий 4–6 уроков), неделя, четверть, год, каникулы; класс с постоянным составом одногодков до 30 человек; учитель как лицо, которое ведет урок и ставит оценки, переводит на их основе учащихся в следующий класс, поддерживая единство программы обучения. От Коменского идет и Orbis Sensualium Pictus — первый школьный учебник о мире чувственных вещей в картинках, имеющий другое авторское название — «Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни».
Коменский широко опубликован в европейских педагогических изданиях, ему в разные годы посвящено множество книг — от информативной работы о жизни и произведениях Коменского на французском языке Анны Хейбергер 1928 года, вышедшей под эгидой Института изучения славян в Париже и фактически завершившей большую литературу о Коменском, появившуюся на чешском, немецком, английском, польском и других языках в начале ХХ века [22], до переизданной с оригинала 1942 года книги Джозефа Нидхема, красноречиво названной «Учитель народов», появившейся на английском языке в 2015 году в качестве полезной для изучающих Коменского и историю образования [23].
Политическая, экономическая, культурная картина мира изменилась за это время до неузнаваемости, а система образования в своих формальных основах осталась прежней. Новая «образовательная революция», как ее понимают сегодня наиболее прогрессивные деятели образования, затронула или могла бы затронуть прежде всего смыслы обучения и воспитания в современной школе, особенно в вузе [6], но до конца ХХ века, а во многих случаях и в первой четверти XXI века не коснулась тех форм классно-урочной системы, которые с небольшими изменениями дошли от чешского педагога XVII века.