Дата поступления рукописи в редакцию: 09.08.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 08.09.2023.
В последние 10 лет Евросоюз столкнулся с ростом притока мигрантов и беженцев из-за политической нестабильности и военных действий в ряде стран. Миграционный кризис 2015 г. привел к обострению разногласий между странами — членами ЕС относительно квот и расходов на прием беженцев, усилились евроскептические настроения, наметилось ослабление принципа европейской солидарности. «Фактически Европа столкнулась одновременно с тремя взаимосвязанными кризисами — миграционным кризисом в Центральном и Восточном Средиземноморье и проблемами пограничного контроля в этом регионе, кризисом, связанным с нарастающим притоком беженцев и гуманитарным кризисом» [2].
Поток инокультурных мигрантов выявил противоречия между «старыми» и «новыми» членами ЕС, которые не сталкивались ранее с мигрантами из мусульманских стран с их особой религиозной принадлежностью и не имели опыта их интеграции. Появились тенденции к субрегионализации стран-членов при решении этих проблем. Кризис показал запоздалую реакцию Евросоюза. Тем не менее для минимизации его последствий был принят ряд наднациональных актов для совершенствования общеевропейской миграционной политики с учетом особого подхода всех стран ЕС, системы приема беженцев и интеграции мигрантов, так как миграционные потоки стали более разнообразными по национальной принадлежности и составу и носят межконтинентальный характер. После падения притока мигрантов во время пандемии наметился его рост, который увеличился в 2022 г. из-за событий на Украине и привел к новым кризисным явлениям.
Большинство экспертов считают, что миграция в Европу носит необратимый характер и может стать неразрешимой проблемой в будущем, если будет размываться принцип европейской солидарности и не будет унифицировано национальное миграционное законодательство. Общая политика ЕС в этой сфере до сих пор носит рекомендательный характер, несмотря на множество актов и директив, различных интеграционных программ. Приоритет национального миграционного законодательства над наднациональным усложняет адаптацию к меняющейся ситуации. До сих пор схемы предоставления убежища создаются в каждой стране ЕС на основе собственных законов и актов и Устава ООН.