По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новые и старые форматы торговой недвижимости глазами специалиста

В России очень много строят. Особенно торговых центров. Не просто много, а больше всех в Европе. У нас первое место по объемам строительства за первое полугодие 2019 года. Это 200 тыс. кв. м торговых площадей (в 2018 году было 175 тыс.). Половина всех построенных российских торговых центров — в Москве.

В Москве и Московской области около 200 гипермаркетов. 100 из них — в торговых центрах, остальные — в отдельно стоящих зданиях (формат big box), чаще с той или другой стороны МКАДа.

На сегодняшний день объем рынка торговой недвижимости Москвы составляет более 6 млн кв. м. Строится Москва, появляются новые районы, в каждом минимум один торговый центр. От маленьких, в цокольном помещении, до крупных, с кинотеатром, со всеми популярными брендами, с любимым фастфудом. Один из самых новых таких торгово-развлекательных центров Москвы — «Саларис» на Киевском шоссе.

«Саларис» — ТРЦ на юго-западе Москвы. Площадь — 310 тыс. кв. м. 290 магазинов, 25 ресторанов, кинотеатр. Якорный продуктовый магазин — гипермаркет Globus. Имеет самую большую среди торговых центров парковку автотранспорта — 5500 кв. м.

Если проанализировать выручку сетевых гигантов FMCG, будет ясно, что выиграли те из них, кто поставил сразу на несколько форматов: и «гипер», и «супер», и магазин у дома.

Все рекорды в своем росте бьет формат аутлетов. Объем их строительства по сравнению с 2018 годом увеличился почти вдвое — с 86 тыс. до 136,5 тыс. кв. м. На Новорижском шоссе столицы появился крупнейший аутлет. Novaya Riga Outlet Village в стиле североамериканского города — третий по размерам в Европе — на 38 тыс. кв. м представлено более 500 брендов. А вместе с ними рестораны, детский клуб и выставочное пространство. Аутлет — это формат торгового пространства, куда стоит и съездить, несмотря на удаленность: скидки до 70% на мировые бренды позволят быть модным без баснословных вложений.

В итоге на сегодняшний день на 1000 жителей столицы приходится 514 кв. м торговых площадей. Эта цифра растет с каждым годом, но у Москвы отнюдь не первое место в России по количеству «торговых метров на душу населения». Впереди Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

Что касается арендной ставки, то, по предварительным итогам 2019 года, значительного ее увеличения или уменьшения не наблюдается. Не более 3–7% относительно процента с товарооборота арендаторов. Но если учесть, что арендодатели получают заниженные сведения об этом самом товарообороте, я бы не считал эти цифры статистически верными.

Для Цитирования:
Новые и старые форматы торговой недвижимости глазами специалиста. Современная торговля. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: