Росстандартом утвержден стандарт ГОСТ «Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций». Стандарт разработан ВНИИ ГОЧС МЧС России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. Он вступает в силу 1 июня 2021 г.
В новом стандарте описаны все необходимые при эвакуации населения требования.
Стандарт устанавливает основные положения по разработке документов планирования, содержащих мероприятия по эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Он предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, занимающихся планированием мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы. В стандарте описаны этапы подготовки планов эвакуации, приема и размещения людей, способов эвакуации в зависимости от характера источника чрезвычайной ситуации, которым может быть радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и другие.
Предусмотрены возможности эвакуации людей самосвалами, автобусами, электромобилями, поездами, метро и даже переход пешими колоннами.
В автобус вместимостью в 25 чел. допускается рассадка 40 чел. В вагонах электрички могут поместиться до 250 чел. Пешим же колоннам до 100 чел. в каждой по новым нормам разрешено проходить в день по 30–40 км с малыми привалами в 10–15 мин. каждые полтора часа. Какая чрезвычайная ситуация должна вызвать столь массовую эвакуацию населения в стандарте не указано.
ГОСТ также содержит требования при планировании эвакуационных мероприятий. Так, норма выделяемой жилой площади в безопасном районе составляет два квадратных метра на человека, на одну тысячу человек необходимо иметь десять койко-мест в больнице и семь банных мест.
«При планировании мероприятий охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения следует предусматривать возможность блокирования автомагистралей и коммуникационных пешеходных путей, ведущих в опасные районы, и осуществления жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда в опасный район транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий», — говорится в документе.