По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новости образования и науки

Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости существенно сократить количество бюджетных мест в аспирантуре. «Аспирантура должна действительно воспитывать исследователей. И это должен быть не поток 25 человек, а два-три аспиранта на кафедре», — сказала министр образования.

В большинстве развитых стран количество людей с высшим образованием и ученой степенью постоянно растет. Многие считают, что в наш век высоких технологий высшее образование должно стать всеобщим, необходимым и сантехникам, и домохозяйкам. Только с образованным населением, способным думать и анализировать, государство может стать по-настоящему передовым. Тем не менее нашей власти образованные граждане, похоже, не нужны.

Помимо прочего, министр образования и председатель ВАК Владимир Филиппов аргументируют необходимость сокращать места в аспирантуре тем, что многие после ее окончания не защищают диссертации. Но никогда нет гарантии, что после окончания аспирантуры соискатель сможет защититься. У любого человека могут измениться жизненные обстоятельства, интересы, да он может просто-напросто не справиться с этой сложной задачей. Процент аспирантов, защищающих диссертацию, на самом деле был всегда примерно одинаковым, в том числе и в СССР, — 30% от числа поступающих.

Другое дело, что для фильтрации случайных людей вполне можно ввести более высокие требования для поступления в аспирантуру. Например, принимать на обучение только тех, кто имеет определенное количество научных публикаций по своей специальности.

Кстати, многих преподавателей очень удивило, что министр образования настолько не в курсе процесса, что предлагает определять количество аспирантов в зависимости от кафедр. На самом деле кафедр в вузе можно создать сколько душе угодно, но численность аспирантов должна зависеть не от них, а от наличия в вузе научных школ, актуальности направления их исследований и результативности, которая в том числе определяется и количеством успешно защитившихся аспирантов.

Для Цитирования:
Новости образования и науки. Ученый совет. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала