По информации Центра конъюнктурных исследований, в составе Высшей школы экономики сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг во 2-м квартале 2019 года снизился на 1 п. п. до значения (–4 %) после незначительной положительной коррекции в начале текущего года.
Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале.
Негативная динамика ИПУ обусловлена ухудшением лишь одного из его компонентов — предпринимательских оценок экономического положения организаций. При этом баланс оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги сохранил значение предыдущего квартала, а баланс оценок ожидаемого изменения спроса вырос на 1 п. п. Другие показатели обследования — оценки динамики спроса, объема оказанных услуг, численности занятых, полученной прибыли, цен на услуги — существенно не изменились.
Благоприятный деловой климат сложился в страховой и туристической деятельности, несмотря на некоторое снижение уверенности предпринимателей относительно предыдущего квартала. В результате роста ИПУ на 6 п. п. сегмент технического обслуживания и ремонта автотранспорта также переместился в позитивную зону. Неблагоприятный деловой климат был выявлен в 10 из 14 наблюдаемых видов услуг. При этом наиболее низкое значение ИПУ (–10 %) наблюдалось в сегменте риэлтерских услуг. Также в числе аутсайдеров остались ломбарды и прочие персональные услуги.
Почти половина участников опроса считала основной проблемой функционирования бизнеса недостаточный спрос на оказываемые услуги, 44 % выделили недостаток финансовых средств организаций. Более трети респондентов констатировали высокое налоговое давление, доля таких мнений увеличилась в течение года, что связано с произошедшим повышением НДС. Существенно осложняла деятельность организаций также большая отчетная нагрузка.