Госдума приняла во втором чтении законопроект № 249505–7, который когда-то был нацелен на сокращение сроков камеральных проверок до одного месяца, но теперь использован для ускорения проведения правительственных инициатив по сглаживанию последствий повышения НДС.
Уменьшение срока камералки будет действовать только для деклараций по НДС — их будут проверять в течение двух месяцев с правом налоговиков на продление до трех месяцев.
Вводится новая форма налогового документа — дополнение к акту проверки по результатам допмероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит право подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.
Сфера повторной проверки после уточненки ограничивается изменениями, приводящими к снижению налога.
Продлевается срок представления документов по конкретной сделке, затребованных налоговиками, до 10 дней (сейчас общий срок — 5 дней). Поправка касается истребования по п. 2 ст. 93.1 — вне рамок проверки у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями. Вводится возможность продления срока представления документов, истребованных согласно ст. 93.1 (то есть у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком). Значительные изменения претерпевают нормы о документах, подтверждающих право на нулевую ставку НДС по экспортным операциям. Например, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов понадобится представлять только в отдельных случаях, например при вывозе припасов. В иных случаях эти бумаги надо будет подавать только по требованию налоговиков (если у них где-то что-то не сошлось).
В ст. 169 НК РФ оговаривается обязанность налоговых агентов по НДС составлять счета-фактуры (например, при приобретении товаров у иностранных лиц, при приобретении шкур и металлолома).
Отбрасывается условие признания внутрироссийских «взаимозависимых» сделок контролируемыми исключительно по сумме доходов. Остаются лишь критерии по особым условиям налогообложения одной из сторон сделок. Сделки при обороте от 1 млрд в год без особых условий налогообложения контролируемыми быть перестанут. Подпункт 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, которым сейчас установлен критерий по доходам от 1 млрд, излагается в новой редакции — критерием станет применение сторонами сделки разных ставок налога на прибыль. Утратят силу подп. 5 и 7, содержащие критерии контролируемости по признакам участия в ОЭЗ или СЭЗ и региональных инвестпроектах. При этом все содержимое п. 2 (в новой редакции) ст. 105.14 (а не отдельные подпункты, как сейчас), включая сделки со спецрежимниками, будет контролируемым при оборотах от 1 млрд руб. в год. Предлагавшийся кабмином критерий в 60 млн остается только для сделок, упомянутых в п. 1 ст. 105.14 (с иностранными взаимозависимыми лицами и приравненных к контролируемым сделок).