По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01+791.43.01

Новое священное писание в современном кино: от кризиса идентичности к альтернативной реальности

Ганжара Ольга Анатольевна ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Россия, 355003, Ставрополь, ул. Дзержинского, 228, e-mail: snark44@yandex.ru, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета.

Новый тип и уровень самосознания современного человека связан со стиранием границ гендерно-возрастных, социально-классовых. Пропадает необходимость самоопределяться по признаку телесной однозначности, конкретности. Социальное оправдание существованию в структуре общества персонажа такого типа ведет художественное сознание к тому, что возникает необходимость описания мифологической истории мира заново, создания новой версии священного текста, где определяется тип, вид, параметры существования в современной игровой социальной среде человека.

Литература:

1. Глаголев В.С., Медведева С.М. Религиозные образы в русском и американском кино: поиск Бога и человека // Гуманитарный вектор. — 2017. — Т. 12. № 3. — С. 115–125.

2. Колотаев В.А., Улыбина Е.В. Стадиальная модель развития идентичности (на примере киноискусства) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 1. — С. 3–26.

3. Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2008. — 351 с.

4. Мыльников Д.Ю. Трансформация физической реальности в киноизображении как базовый принцип для возникновения условности: автореф. дис. … канд. искусствоведения. — М.: СПбГУ, 2019. — 24 с.

5. Санданов А.Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе: автореф. дис. … канд. искусствоведения. — М.: РГГУ, 2013. — 26 с.

6. Чубаров И. Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе // Логос. — 2014. — № 5 (101). — С. 97—130.

Статья поступила 01.08.2019 г.

Человек в пространстве и визуальном контексте современной культуры, которая репрезентуется в искусственно создаваемых визуальных образах, иначе воспринимает параметры своей идентичности, свое тело, свой облик. Новый тип и уровень самосознания современного человека связан со стиранием гендерновозрастных, социально-классовых границ. Пропадает необходимость самоопределяться по признаку телесной однозначности, определенности (например, с точки зрения достоверной интерпретации и стабильности возрастной и половой маркированности). Визуально в современной социальной среде происходит процесс идентификации вне поля «свой/чужой». Социальная адаптация, социализация происходит в новых условиях, где выбор образа определяется и мотивируется не признаками и требованиями социальной и классово-базисной структуры, а неприятием себя как существа, не нуждающегося в социальном оправдании, наказании, поощрении: «свои» и «другие» имеют единую ценность при признании качественных различий между группами. «Другие» перестают быть врагами или группой, занимающей более низкий статус. «Свои» рассматриваются как ситуативное образование и переход к «другим» — как возможное событие, не меняющее отношение к «своим». Таким событием в сегодняшнем мире может быть смена профессиональной идентичности, когда представители другой профессии — это, конечно, другие, не похожие на меня, но может статься, что я поменяю профессию и стану таким же, как они. Более сложным, хотя и возможным, является изменение территориальной или гражданской идентичности и т.п. На этой стадии человек живет настоящим, а идентичность понимается как не зависящая от внешних обстоятельств, от соблюдения внешних правил, соответствия идеалам и т.п. Взаимодействие с «другими», с представителями аутгруппы, переходит из плоскости конфликта в плоскость созидания продукта… [2. С. 4].

Игорь Чубаров описывает образы монстров и параметры их поведения, правила уничтожения, используя терминологические понятия «исключенные», «гонительская репрезентация»: «Любое общество в различные исторические эпохи преследует и маргинализирует (а порой вытесняет и уничтожает), исключает из своего состава какой-то определенный слой населения по избранному национальному, гендерному, сексуальному или случайному феноменальному признаку…» [6. С. 99]. В связи с этим в образной концептосфере современного кино появляется множество образов, на которые переносится социально необходимая функция уничтожения чужого для снижения уровня маргинализации социальной структуры, нивелирования способностей к социальным изменениям. В то же время увеличивается объем образов с «нулевой» степенью гендерной, возрастной, социальной определенности. Такой образ реализуется в соответствии с необходимостью качественно и безопасно реализовать себя в структуре современного мира. В современной массовой культуре неслучайно актуален постапокалиптический сюжет, в рамках которого актуализируется проблема идентификации личности в структуре современного мира в футурологическом аспекте, в итоге мира, на стадии завершения человечества как социального проекта: «Постапокалиптический сюжет — то есть сюжет, повествующий о деятельной борьбе персонажей за выживание после глобальной катастрофы, связанной с крахом цивилизации (сразу после нее или через длительное время) — занимает на сегодняшний день заметное место в западной массовой культуре…» [5. С. 3].

Для Цитирования:
Ганжара Ольга Анатольевна, Новое священное писание в современном кино: от кризиса идентичности к альтернативной реальности. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: