Статья поступила 23.10.2024
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
(Б. Пастернак)
Наука — один из видов духовного производства, относящийся к сфере высокой культуры. Чтобы плодотворно трудиться в науке, необходимо овладеть соответствующим культурным багажом. Во-первых, нужно получить общекультурную подготовку, которую дает средняя школа. Потом, во-вторых, требуется усвоить общепрофессиональные знания в рамках вузовской программы. Они служат базой для овладения высшим уровнем интеллектуальной деятельности, каким является научное творчество. Далеко не каждый человек способен взойти по «каменистым тропам науки» к ее «сияющим вершинам» (Маркс), но манят эти вершины многих. Одни люди испытывают неутолимую жажду познания, желание открыть для человечества новую истину. Другие руководствуются более прагматичными мотивами; с занятиями наукой они связывают возможность обрести высокий социальный статус, добиться известности, материального благополучия и т.п. Было бы ханжеством априори осуждать подобную мотивацию. Признаем как факт: такие сподвижники наука, как Григорий Перельман, — редчайшее исключение. Это герой, перед величием подвига которого нам остается только склонить голову. Но общество не может состоять из одних героев, большинство в нем составляют обычные люди со всеми их слабостями и недостатками. Вопрос не в том, какими мотивами руководствуется человек, решивший посвятить себя науке, а в реальном содержании его деятельности. Он на самом деле исследует явления природной (или социальной) действительности или только изображает, имитирует такое исследование? Этот вопрос имеет отношение не только к такому виду деятельности, как наука, но, например, и к искусству, вообще к любой разновидности культурного творчества.
Человек в процессе духовного самоопределения совершает выбор между альтернативными смысложизненными ценностями: бытием и обладанием, наслаждением и долгом, гедонизмом и аскезой, жизнью «на фоне вечности» и существованием ради мгновения. Другая важнейшая экзистенциальная дилемма — это выбор между установкой на то, чтобы пускать людям пыль в глаза, и стремлением быть настоящим профессионалом. Одни принимают решение «быть», другие — «казаться». Эти последние, то есть имитаторы, существуют в любой сфере деятельности. Школьные учителя, не умеющие внятно изложить школьникам учебный материал, юристы, путающиеся в законодательстве, врачи, не способные поставить диагноз в элементарных случаях, поющие под фонограмму безголосые певцы, бездарные рифмоплеты, выдающие себя за поэтов, — вот некоторые представители этой малопочтенной публики. Не миновала чаша сия и науку. И в ней встречаются люди, изображающие из себя ученых, но фактически таковыми не являющиеся. Они занимаются тем, что продуцируют (и порой очень активно) тексты, внешне похожие на научные, но ни малейшей научной ценностью не обладающие. Порой имитацией занимаются люди, имеющие добротную общепрофессиональную подготовку, но не способные выйти за границы репродуктивного мышления. Они лишены творческой искры, не в состоянии выдвинуть новые идеи. Нередко бывает и так, что имитационные тексты, претендующие на научность, создаются теми, кто не сумел обрести должной профессиональной подготовки. Они не смогли усвоить принципов научного мышления, их способностей хватает лишь на то, чтобы воспроизводить внешние признаки научности: нейтральный стиль изложения, ссылки на источники, структурирование текста в соответствии с принятыми в науке образцами и т.п. Но иногда случается и так, что за имитацию науки берется человек, который не сумел овладеть даже базовыми навыками культуры.