Экономика Нидерландов считается одной из наиболее развитых и открытых в мире и опирается на многовековой опыт предпринимательства и инноваций. Страна входит в число самых богатых в мире по размерам ВВП на душу населения (14-е место, МВФ 2016), занимает 4-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности [21], а национальный уровень производительности труда почти на четверть превышает средние показатели по ОЭСР [16]. Нидерланды стабильно занимают высокие позиции в различных мировых рейтингах инновационного развития. Например, согласно Глобальному инновационному индексу, страна в 2016 году вошла в десятку лучших в мире по уровню инновационности экономики [22].
Доля лиц с высшим образованием среди взрослого трудоспособного населения в Нидерландах составляет 35,33%, что выше среднего показателя по ОЭСР (34,97%) [16]. Не в последнюю очередь это зависит от того, что голландскому правительству удается обеспечивать относительно равный доступ школьников из семей с разным уровнем социально-экономического благополучия к высококачественному образованию. Согласно последним данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2015 год (PISA 2015)1 , доля голландских учащихся, демонстрирующих успехи в науке (20,0%), значительно превысила средние значения по ОЭСР (15,3%) и России (13,0%) [20]. Знания и умения голландских подростков (навыки чтения, успехи в математике, уровень научной грамотности) систематически получают высокие оценки, что позволяет стране оставаться среди 20 лучших стран ОЭСР по этим показателям.
Особенности формирования научной политики в Нидерландах хорошо описывает федералистский принцип «единство во множестве», поскольку определение целевых ориентиров, стратегии и тактики развития национальной науки происходит с вовлечением большого числа акторов, представляющих органы власти, независимые консультативные структуры, а также «конечных пользователей» результатов исследований и разработок.