По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Новая парадигма стандартизации отечественного здравоохранения (интервью министра здравоохранения В.И. Скворцовой)

Медицинская помощь всегда индивидуализирована, и работа врача — одна из самых творческих — «сплав науки, ремесла и искусства». При этом стандартизация в здравоохранении необходима, она отнюдь не «тормоз» в развитии. Напротив, она позволяет сделать качественную медицину более доступной. Но стандартизация должна быть системной: это и единые требования к качеству медпомощи, формализованные в виде Порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения), и единые принципы организации лечения и маршрутизации больных, и единые перечни гарантированных государством лекарств и медицинских изделий. Сюда же входят финансово-экономические нормативы и стандартизированные методы оплаты. Все это помогает достигать качественной помощи при сохранении ее доступности для всех граждан страны. В своем интервью корреспонденту «Российской газеты» министр здравоохранения России сформулировала ключевые положения новой парадигмы отечественного здравоохранения, которые начали претворяться в жизнь с начала 2013 года.

Вероника Игоревна, еще несколько лет назад мы принимали как должное, что в разных регионах возможности лечения серьезно отличаются. Почему так случилось и как выполняется задача «выровнять» эти возможности «от Москвы и до окраин»?

Вероника Скворцова: После распада СССР система здравоохранения, как и вся страна, подверглась серьезной перестройке, переориентации на новые, рыночные механизмы работы. На фоне критического снижения финансирования учреждениям фактически приходилось выживать, вплоть до того, что пациентам предлагалось приходить на госпитализацию со своим бельем, питанием, ремонтировать что-то в палате и даже убирать в ней. Средств не хватало даже на текущую деятельность, не говоря уже о ремонте или модернизации. Нельзя забывать, что до 30% советских поликлиник и больниц принадлежали различным предприятиям, многие из которых в 90-е годы просто перестали существовать.

Когда различия в финансовом благополучии регионов стали стремительно нарастать, это отразилось и на здравоохранении. В 1993 году был принят фундаментальный закон об охране здоровья граждан. Он закрепил основные полномочия в сфере охраны здоровья граждан за регионами, в том числе и в финансировании поликлиник и больниц. Благополучные регионы тратили больше, дотационные — существенно меньше, и это, естественно, сказалось на доступности и качестве медицинской помощи населению.

Стоимость одной и той же медицинской услуги в клинике Москвы могла быть в 25 раз выше, чем, например, в Иванове.

И переход на обязательное медицинское страхование, как я понимаю, эти противоречия не сгладил?

Вероника Скворцова: Верно. В 2008-2009 годах межрегиональные различия тарифов в системе ОМС доходили до 25 раз, то есть стоимость одной и той же услуги в государственных учреждениях Москвы могла быть в 25 раз выше, чем, например, в Иванове.

Что-то предпринималось, чтобы это изменить?

Вероника Скворцова: В 2010-2011 гг. были внедрены первые Порядки оказания медицинской помощи, а также скорректированы требования к формированию программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Разрыв несколько сократился. Однако стоимость стационарной медицинской помощи все еще очень значительно отклонялась от расчетного норматива. К концу 2011 года в восьми регионах из десяти отклонение превышало 50%, и только в двух из десяти составляло 20-50%. Тарифные комиссии в регионах продолжали работать обособленно, ориентируясь исключительно на местную специфику.

Для Цитирования:
Ирина Невинная, Новая парадигма стандартизации отечественного здравоохранения (интервью министра здравоохранения В.И. Скворцовой). Экономист лечебного учреждения. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: