Фактор питания занимает ключевые позиции в обменных процессах организма, обеспечивая внутриутробное и постнатальное развитие человека на всем протяжении его жизненного цикла, включая процессы старения [2].
Вся история развития науки о питании подтверждает необходимость теоретических и прикладных исследований, направленных на расшифровку механизмов онтогенетического развития клетки и организма с участием пищевого фактора и микробиома, что позволяет формировать и обеспечивать нутриом как формулу оптимального питания и, в целом, сохранение здоровья и работоспособности человека [5].
Изучение роли кишечной микрофлоры в регуляции метаболизма и функционального состояния органов и систем является одним из приоритетных направлений современной биотехнологии и нутрициологии [1, 3, 4].
Нормальная микробиота — это совокупность микробных сообществ, характеризующихся определенным составом микроорганизмов, которые колонизируют желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки, являясь первичным неспецифическим барьером защиты от агрессивных внешних и внутренних факторов.
Микробиологическая пленка покрывает кишечную стенку, слизистые оболочки и кожу человека, насчитывая около ста биллионов микробных клеток.
Микробиота человека сконцентрирована в кишечнике, который позиционируется как ахиллесова пята человека. Это орган в наибольшей мере страдает от неестественного образа жизни: психоэмоциональные перегрузки, нарушение пищевого поведения, неконтролируемый прием медикаментозных средств, вредные привычки и т.д. Кишечник выполняет в организме функции первостепенной важности.
Многие болезни, такие как сердечно-сосудистые, аутоиммунные нарушения, болезни кожи, печени, почек, аллергия, депрессия и др. также связаны с функционированием кишечника и состоянием его микрофлоры.
Микробиота является объективным показателем физиологического состояния организма, поэтому возникает необходимость восстановления микробиоценоза при его нарушении с использованием фактора питания.