Внутренний финансовый аудит в организациях сектора государственного управления является одной из наиболее дискуссионных тем. Полемика и дискуссии в данной области связаны с тем, что нормативное правовое регулирование вопросов организации и осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля участников бюджетного процесса, которое действовало последние шесть лет, имело ряд недостатков и пробелов.
Во-первых, систему внутреннего финансового контроля, сложившуюся на базе ст. 160.2–1 БК РФ и соответствующих подзаконных актов, можно охарактеризовать как излишне формализованную, что породило формальное отношение к внутреннему финансовому контролю. В итоге внутренний финансовый контроль, так же как и внутренний финансовый аудит, не стал эффективным инструментом системы государственного управления и представлял интерес скорее для органов внутреннего и внешнего финансового контроля, а не для руководителей организаций.
Во-вторых, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита распространялись на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), не регламентируя полномочия по данному вопросу для казенных, а тем более автономных и бюджетных учреждений.
В-третьих, при явной идеологической необходимости внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях сектора государственного управления важной и краеугольной проблемой стало отсутствие (или нехватка) специалистов, имеющих должную компетенцию и способных грамотно и эффективно осуществлять внутренний финансовый контроль и аудит.
Эти и другие факторы привели к необходимости совершенствования нормативного правового регулирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.