По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02, 08.00.10

Новации внутреннего финансового аудита организаций государственного сектора

© Горохова Д. В. канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Государственный финансовый контроль» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», руководитель направления регионального развития ООО «Р. О.С.Т.У.», E-mail: dgorochova@yandex.ru

В статье рассматриваются новации бюджетного законодательства по бюджетным полномочиям отдельных участников бюджетного процесса по внутреннему финансовому аудиту, вызванные существенными изменениями нормативного правового регулирования вопросов внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и финансового менеджмента. На учреждения здравоохранения казенного типа как на участников бюджетного процесса теперь распространяются бюджетные полномочия в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита и финансового менеджмента.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ).

2. Проекты федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/ (дата обращения: 01.11.2019).

3. Проекты Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/ budget/qualmon/ (дата обращения: 01.11.2019).

4. Горохова Д.В. Внутренний финансовый контроль в учреждениях здравоохранения казенного типа // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 9. — С. 32–38.

Внутренний финансовый аудит в организациях сектора государственного управления является одной из наиболее дискуссионных тем. Полемика и дискуссии в данной области связаны с тем, что нормативное правовое регулирование вопросов организации и осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля участников бюджетного процесса, которое действовало последние шесть лет, имело ряд недостатков и пробелов.

Во-первых, систему внутреннего финансового контроля, сложившуюся на базе ст. 160.2–1 БК РФ и соответствующих подзаконных актов, можно охарактеризовать как излишне формализованную, что породило формальное отношение к внутреннему финансовому контролю. В итоге внутренний финансовый контроль, так же как и внутренний финансовый аудит, не стал эффективным инструментом системы государственного управления и представлял интерес скорее для органов внутреннего и внешнего финансового контроля, а не для руководителей организаций.

Во-вторых, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита распространялись на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), не регламентируя полномочия по данному вопросу для казенных, а тем более автономных и бюджетных учреждений.

В-третьих, при явной идеологической необходимости внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях сектора государственного управления важной и краеугольной проблемой стало отсутствие (или нехватка) специалистов, имеющих должную компетенцию и способных грамотно и эффективно осуществлять внутренний финансовый контроль и аудит.

Эти и другие факторы привели к необходимости совершенствования нормативного правового регулирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Для Цитирования:
© Горохова Д. В., Новации внутреннего финансового аудита организаций государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: