По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02, 08.00.10

Новации внутреннего финансового аудита организаций государственного сектора

Горохова Д. В. канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Государственный финансовый контроль» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», руководитель направления регионального развития ООО «Р. О.С.Т.У.», E-mail: dgorochova@yandex.ru

В статье рассматриваются новации бюджетного законодательства по бюджетным полномочиям отдельных участников бюджетного процесса по внутреннему финансовому аудиту, вызванные существенными изменениями нормативного правового регулирования вопросов внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и финансового менеджмента. На учреждения здравоохранения казенного типа как на участников бюджетного процесса теперь распространяются бюджетные полномочия в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита и финансового менеджмента.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ).

2. Проекты федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/ (дата обращения: 01.11.2019).

3. Проекты Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/ budget/qualmon/ (дата обращения: 01.11.2019).

4. Горохова Д.В. Внутренний финансовый контроль в учреждениях здравоохранения казенного типа // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 9. — С. 32–38.

Внутренний финансовый аудит в организациях сектора государственного управления является одной из наиболее дискуссионных тем. Полемика и дискуссии в данной области связаны с тем, что нормативное правовое регулирование вопросов организации и осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля участников бюджетного процесса, которое действовало последние шесть лет, имело ряд недостатков и пробелов.

Во-первых, систему внутреннего финансового контроля, сложившуюся на базе ст. 160.2–1 БК РФ и соответствующих подзаконных актов, можно охарактеризовать как излишне формализованную, что породило формальное отношение к внутреннему финансовому контролю. В итоге внутренний финансовый контроль, так же как и внутренний финансовый аудит, не стал эффективным инструментом системы государственного управления и представлял интерес скорее для органов внутреннего и внешнего финансового контроля, а не для руководителей организаций.

Во-вторых, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита распространялись на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), не регламентируя полномочия по данному вопросу для казенных, а тем более автономных и бюджетных учреждений.

В-третьих, при явной идеологической необходимости внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях сектора государственного управления важной и краеугольной проблемой стало отсутствие (или нехватка) специалистов, имеющих должную компетенцию и способных грамотно и эффективно осуществлять внутренний финансовый контроль и аудит.

Эти и другие факторы привели к необходимости совершенствования нормативного правового регулирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Для Цитирования:
Горохова Д. В., Новации внутреннего финансового аудита организаций государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: