По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.2

Новации в американской системе налогообложения

Хмыз Ольга Васильевна канд. экон. наук, доцент кафедры международных финансов, Московский государственный институт международных отношений, 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76. E-mail: khmyz@mail.ru

В статье анализируется современное состояние налоговой системы в США и необходимость ее реформирования. Дана оценка предложениям администрации Трампа по налоговой реформе, сводящимся к либерализации регулирования и снижению налогового бремени.

Литература:

1. Голик Е. Н. Государственное управление системой косвенного налогообложения // Финансовый бизнес. — 2016. — № 5. — С. 24–30.

2. Звонова Е. А., Кузнецов А. В. Наднациональные подходы к регулированию глобальных финансовых дисбалансов // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 6. — С. 67–76.

3. Портной М. А. Госдолг США, политика ФРС и положение доллара (экономическая жизнь с дефицитами — возможности, необходимые условия и пределы) // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2014.— № 12. — С. 63–78.

4. Портной М. А. Финансовые власти в борьбе за рост экономики США // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 2. — С. 134–141.

5. Селезнев А. З. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. — 2008. — № 8. — С. 13–26.

6. 2017 Could be a Big Year for Tax Policy // Forbes. — 2017. — № 18.

7. Giles C. Prepare for Donald Trump’s corporate tax revolution // Financial Times, 2017. January, 18. [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.ft.com/content/5b1c8314-d9a2-11e6-944b-e7eb37a6aa8e.

8. Lundeen A., Pomerleau K. International Tax Competitiveness Index 2014. — Washingtion, D.C.: Tax Foundation, 2014.

9. Pomerleau K. International Tax Competitiveness Index 2016. — Washingtion, D.C.: Tax Foundation, 2017.

10. Sahadi J. How Paul Ryan and Donald Trump differ on tax reform. // CNN Money. 2017. January, 10 [Electronic resource]. — Mode of access: http://money.cnn.com/2017/01/09/pf/taxes/house-tax-reform/index.html.

11. What you need to know about tax reform. — Pricewaterhousecoopers, 2017 [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.pwc.com/us/en/washington-national-tax/us-tax-reform.html.

В то время как политическим и популистским предложениям и решениям администрации нового американского президента Д. Трампа средствами массовой информации и экспертами уделяется довольно много внимания, его финансовые программы пока что такого внимания не привлекают. В особенности это относится к планам реформирования американской налоговой системы, незаслуженно остающейся в стороне от внимания российских экспертов, тогда как в случае осуществления этих планов США ожидают самые крупные изменения налогообложения, которые даже можно назвать системными, с эпохи Рейгана или даже со времен второй мировой войны (а по мнению некоторых экономистов [7], Трамп предлагает налоговую революцию). И эти изменения, несомненно, отра­зятся на позициях самих США, размере их государственного долга [5, с. 14] и валютного курса американского доллара [3, с. 72–76], имеющих особо важное значение для всей системы международных финансов и влияющих на ее стабильность [2, с. 69].

Американские бизнесмены уже некоторое время проявляют недовольство чрезмерным количеством правил регулирования (в т. ч. налогового) вне зависимости от их направленности, необходимости, сложности и силы. Во времена президентства Обамы в целях управления нарастающим государственным долгом и социальными расходами вводились не поддерживаемые бизнесменами законодательные решения и нормы регулирования налогово-бюджетной политики [4, с. 134–139], впрочем, не достигшие запланированных финансовых целей.

Это подтверждается и данными индекса международной налоговой конкурентоспособности Аналитического налогового центра, в градации которого США занимают весьма отдаленное от ведущих место. И хотя за последние три года (2014–2016) их позиции в рейтингах несколько улучшились (с 32-го из 34 [8, с. 3] на 31-е из 35 соответственно) [9, с. 3], это произошло не за счет улучшения налоговой конкурентоспособности страны, а из-за ее ухудшения у других государств, прежде всего Испании и Греции, рейтинги которых опустились даже ниже американских. Примечательно, что среди худших по этому показателю, т. е. наименее налогово конкурентоспособных государств, наряду со странами PIIGS оказалась и ранее считавшаяся благополучной Франция. Теперь же в ней отмечаются серьезные фискальные дисбалансы (как и в США), приводящие к бегству из страны инвестиций, последствиями которого является замедление темпов роста экономики государства.

Для Цитирования:
Хмыз Ольга Васильевна, Новации в американской системе налогообложения. Международная экономика. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: