В то время как политическим и популистским предложениям и решениям администрации нового американского президента Д. Трампа средствами массовой информации и экспертами уделяется довольно много внимания, его финансовые программы пока что такого внимания не привлекают. В особенности это относится к планам реформирования американской налоговой системы, незаслуженно остающейся в стороне от внимания российских экспертов, тогда как в случае осуществления этих планов США ожидают самые крупные изменения налогообложения, которые даже можно назвать системными, с эпохи Рейгана или даже со времен второй мировой войны (а по мнению некоторых экономистов [7], Трамп предлагает налоговую революцию). И эти изменения, несомненно, отразятся на позициях самих США, размере их государственного долга [5, с. 14] и валютного курса американского доллара [3, с. 72–76], имеющих особо важное значение для всей системы международных финансов и влияющих на ее стабильность [2, с. 69].
Американские бизнесмены уже некоторое время проявляют недовольство чрезмерным количеством правил регулирования (в т. ч. налогового) вне зависимости от их направленности, необходимости, сложности и силы. Во времена президентства Обамы в целях управления нарастающим государственным долгом и социальными расходами вводились не поддерживаемые бизнесменами законодательные решения и нормы регулирования налогово-бюджетной политики [4, с. 134–139], впрочем, не достигшие запланированных финансовых целей.
Это подтверждается и данными индекса международной налоговой конкурентоспособности Аналитического налогового центра, в градации которого США занимают весьма отдаленное от ведущих место. И хотя за последние три года (2014–2016) их позиции в рейтингах несколько улучшились (с 32-го из 34 [8, с. 3] на 31-е из 35 соответственно) [9, с. 3], это произошло не за счет улучшения налоговой конкурентоспособности страны, а из-за ее ухудшения у других государств, прежде всего Испании и Греции, рейтинги которых опустились даже ниже американских. Примечательно, что среди худших по этому показателю, т. е. наименее налогово конкурентоспособных государств, наряду со странами PIIGS оказалась и ранее считавшаяся благополучной Франция. Теперь же в ней отмечаются серьезные фискальные дисбалансы (как и в США), приводящие к бегству из страны инвестиций, последствиями которого является замедление темпов роста экономики государства.