В Правилах дорожного движения зафиксированы положения об отдыхе водителей от управления автотранспортными средствами. Целью внесения поправок было повышение безопасности движения на дорогах общего пользования путем снижения числа аварий, причиной которых является усталость водителей.
Внесенные изменения коснулись лиц, эксплуатирующих такие ТС, как грузовые автомобили с максимально допустимой массой свыше 3,5 т и автобусы. Согласно нововведениям, максимальное время нахождения за рулем не должно составлять более 4,5 ч. При достижении указанного времени водитель должен сделать перерыв продолжительностью от 45 мин.
Согласно законодательным требованиям, водитель может проводить за рулем не более 9 ч/сут. Указанное время может быть увеличено на 1 ч, но делать это можно не больше 2 раз в неделю. Максимальное время за рулем должно составлять не более:
• 56 ч за 1 неделю.
• 90 ч за 2 недели.
Также к указанным требованиям приводится уточнение, что при достижении предельного времени управления ТС и отсутствии стоянки для отдыха водитель имеет право увеличить период нахождения за рулем для того, чтобы доехать до стоянки, но не более чем на 1 ч. Возможностью продления времени нахождения за рулем для поиска места стоянки для отдыха водитель может воспользоваться не более 2 раз в сутки.
Минимальная продолжительность ежесуточного беспрерывного отдыха водителя должна составлять не меньше 11 ч. Указанное время может быть уменьшено до 9 ч, но делать это можно не чаще чем 3 раза в течение 6 суток с момента окончания еженедельного отдыха.
Продолжительность выходного должна составлять не менее 45 ч. Законодатель допускает уменьшение его длительности до 1 суток, но делать это можно не чаще чем 1 раз в две недели. В случае уменьшения продолжительности еженедельного отдыха водителя разница во времени должна быть компенсирована в течение последующих трех недель.
Без специальных приборов контролировать соблюдение перечисленных требований крайне проблематично, поэтому на законодательном уровне было предусмотрено применение тахографов — с 1 ноября 2019 г. их наличие стало обязательным для грузовых транспортных средств и автобусов. Контроль за показаниями тахографов осуществляют представители Госавтоинспекции и Ространснадзора. В целях проверки показаний приборов инспекторы могут остановить транспортное средство и произвести считывание информации с приборов.