Адекватный уровень двигательной активности для растущего организма детей и подростков — это важнейший компонент первичной профилактики различных нарушений здоровья. Обоснование роли двигательного компонента в обеспечении формирования здоровья и нормального физического развития подрастающего поколения подтверждено многочисленными исследованиями [1–5]. Ведущие российские исследователи утверждают, что основной причиной ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является снижение двигательной активности в результате цифровизации, интенсификации учебного процесса при негативном отношении к занятиям по физической культуре и двигательно-активным формам досуга [1, 2].
Современная образовательная среда в сочетании с инактивностью — недостаточной мотивацией обучающихся вести здоровый образ жизни приводит к развитию полиорганной патологии у школьников. Комплексная оценка состояния здоровья детей с распределением их по группам здоровья показала, что за последнее десятилетие количество школьников III группы здоровья увеличилось на 10 %, IV группы здоровья — на 4,6 % при снижении наполняемости I группы здоровья с 4,3 % до 0 и уменьшением II группы здоровья на 10,1 % [3]. Снижение физической активности у лиц детского и юношеского возраста привело к росту патологии опорно-двигательного аппарата: с 2904 на 100 тыс. населения в 2000 г. до 3107 на 100 тыс. в 2019 г. [4, 5]. За период школьного обучения под влиянием комплекса неблагоприятных факторов распространенность сколиоза увеличилась в 5,3 раза, нарушения осанки — в 2,7 раза, снижение остроты зрения — в 2,4 раза [6]. Результаты обследования 2241 мальчика и 2425 девочек общеобразовательных учреждений г. Н. Новгорода показали преобладание следующих видов патологий опорно-двигательного аппарата: сколиотическая осанка, уплощенные стопы, сколиозы, плоские стопы [7]. Клиническое обследование подростков с использованием стабилометрии подтвердило увеличение различных форм деформаций костно-мышечной системы, связанных с низким уровнем двигательной активности, быстрым ростом позвоночника в детском возрасте и дисплазией соединительной ткани [4]. Эти данные свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья современных школьников и увеличение патологии опорно-двигательного аппарата. Снятие ограничений в определенных движениях, увеличение объема и интенсивности движений у детей со сколиозом I и II степеней позволяют нивелировать визуальные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, стабилизировать осанку, снять психологический стресс, связанный с изменениями фигуры [8, 9]. Таким образом, актуальным является изучение и обоснование гигиенических норм двигательной активности для детей и подростков с разным уровнем здоровья.