По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.72 DOI:10.33920/med-08-2311-02

Нормы двигательной активности современных школьников: актуальность, проблемы и пути их решения (обзор)

Богомолова Елена Сергеевна д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: olenabgm@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1573-3667
Максименко Екатерина Олеговна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: prevmed@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2833-809X
Ковальчук Светлана Николаевна ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: lanaiks@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6641-8376
Котова Наталья Валерьевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: kotowa.natasha@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4388-1085
Олюшина Екатерина Анатольевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: ekatanatol@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4900-2667

Проведен информационный поиск отечественных и зарубежных источников литературы по изучению и оценке двигательной активности детей и подростков школьного возраста с разным уровнем здоровья. Анализ литературных данных показал снижение длительности физической активности школьников, уменьшение количества локомоций и суточных энергозатрат на их выполнение. Увеличение патологии опорно-двигательного аппарата, снижение функциональных показателей и физической подготовленности современных школьников, по мнению ряда авторов, связано с изменением образа жизни и учебного процесса в сторону цифровизации и гиподинамии. Результаты исследований свидетельствуют о низкой привычной двигательной активности: количество локомоций в сутки значительно меньше существующей на данный момент гигиенической нормы. В ряде исследований использовано разделение детей и подростков по уровням двигательной активности, что позволило авторам провести расчет рисков здоровью, донозологическую диагностику синдрома вегетативной дисфункции, мониторинг психофизиологического статуса, коррекцию дисрегуляторных нарушений и сформировать прогноз успешности в спортивной и оздоровительной деятельности школьников. Центильный метод явился универсальным инструментом для распределения вариабельности суточного количества локомоций, обоснования физиологической нормы двигательной активности, гипокинезии и гиперактивности у детей I и II групп здоровья. Доказано, что антропометрические и функциональные показатели активных детей и подростков выше, чем у школьников с низким уровнем двигательной активности. Регулярные и достаточные по объему и интенсивности физические нагрузки позволяют оптимизировать функциональные резервы организма, привести к улучшению гемодинамических показателей и параметров компонентного состава тела детей и подростков. Исследователями обоснованы нормы двигательной активности для младших школьников и школьников 12–14 лет I и II групп здоровья. Отмечается отсутствие единых стандартов оценки двигательной активности школьников 7–17 лет, здоровых и имеющих хронические заболевания. Поэтому актуальным вопросом остается изучение и обоснование гигиенических норм двигательной активности для всех возрастно-половых групп детей школьного возраста с разным уровнем здоровья.

Литература:

1. Кучма В. Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 4: 4–24.

2. Кучма В. Р., Сафонкина С. Г., Молдованов В. В., Кучма Н. Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 11 (96): 1024–1028. doi 10.18821/00169900-2017-96-11-1024-1028

3. Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Соколова С. Б. Научно-методические основы и технологии медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в первой четверти XX века. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 2: 11–22.

4. Долич В. Н., Скворцова Н. В., Комлева Н. Е. Анализ состояния опорно-двигательного аппарата у лиц молодого возраста. Санитарный врач. 2022; 12: 903–908. doi 10.33920/med-08-2212-04

5. Валина С. Л., Штина И. Е., Маклакова О. А., Устинова О. Ю., Эйсфельд Д. А. Закономерности развития у школьников болезней костно-мышечной системы в условиях комплексного воздействия факторов среды обитания и образа жизни. Анализ риска здоровью. 2021; 3: 54–66.

6. Марченко Б. И., Журавлев П. В., Айдинов Г. Т. Оценка состояния здоровья детей и подростков-школьников по результатам профилактических медицинских осмотров. Гигиена и санитария. 2022; 101 (1): 62–76. doi 10.47470/0016-9900-2022-101-1-62-76

7. Чекалова Н. Г., Силкин Ю. Р., Чекалова С. А. Гендерные особенности костно-мышечной системы учащихся образовательных учреждений. Современные проблемы науки и образования. 2018; 3: 61.

8. Шкляренко А. П., Коваленко Т. Г., Ульянов Д. А. Обоснование использования средств физической культуры в профилактических и реабилитационных мероприятиях при сколиотической болезни у детей и подростков. Теория и практика физической культуры. 2019; 8: 53–56.

9. Шкляренко А. П., Коваленко Т. Г., Ульянов Д. А. Функциональные показатели эффективности занятий адаптивной физической культурой при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021; 4: 61–66.

10. Колпаков В. В., Беспалова Т. В., Брагин А. В., Бабакин Е. А., Лебедева К. А., Семенов. В. В. Физиология человека. Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности. Сообщение I. Внутрипопуляционное разнообразие привычной двигательной активности человека и ее типовая оценка. 2008; 4 (34): 121–132.

11. Ногаев Б. Т., Шалбарбаев А. М., Жамалбеков У. С., Ихсанов У. М., Кондратенко С. А. Нормы двигательной активности и нагрузка на уроке физической культуры. Актуальные научные исследования в современном мире. 2020; 4 (60): 174–176.

12. Яровая А. А. Анализ двигательной активности школьников. Ratio et Natura. 2021; 1 (3).

13. Рогова С. И., Калишев М. Г., Найденова Т. А. Субъективная оценка двигательной активности школьников. Медицина и экология. 2019; 4 (93): 40–48.

14. Богомолова Е. С., Котова Н. В., Ковальчук С. Н. Уровень функциональных резервов учащихся инновационного образовательного учреждения с разной двигательной активностью. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 11 (320): 22–27. doi 10.35627/2219–5238/2019-320-11-22-27

15. Елюкова А. В., Сырцова М. А. Двигательная активность детей и технологии профилактики гипокинезии в образовательном процессе. Санитарный врач. 2017; 8: 55–68.

16. Кобяков Ю. В. Концепция норм двигательной активности человека. Теория и практика физической культуры. 2003; 11: 20–23.

17. Амосов Н. М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. Москва: Знание. 1985; 64 с.

18. Губарева Ю. В., Стричко А. В. Концепция норм двигательной активности человека. Modern Science. 2020; 5–2: 250–253.

19. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. Москва: Знание. 1976, 62 с.

20. Богомолова Е. С., Шапошникова М. В., Котова Н. В. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019; 9 (98): 956–961. doi 10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961

21. Зулькарнаев Т. Р., Агафонов А. И., Казак А. А., Хисамиев И. И., Поварго Е. А., Зулькарнаева А. Т. Гигиеническая оценка гемодинамических показателей школьников и студентов с различным уровнем двигательной активности. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 2 (311): 19–25.

22. Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Флянку И. П., Усачева Е. В., Куликова О. М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2020; 3 (99): 279–285.

23. Томилова Е. А., Ларькина Н. Ю., Беспалова Т. В., Колпаков В. В. Системная (конституциональная) оценка психофизиологического статуса детей при адаптационно-компенсаторной дисфункции сердечно-сосудистой системы. Медицинская наука и образование Урала. 2016; 4: 86–91.

24. Колпаков В. В., Томилова Е. А., Стрижак Н. Ю., Кривощеков С. Г., Беспалова Т. В. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности. Человек. Спорт. Медицина. 2019; 19, S2: 7–17.

25. Томилова Е.А., Ларькина Н.Ю., Колпаков В.В. Клинико-физиологическая оценка избыточной массы тела как предиктора развития вегетососудистой дистонии у младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 9 (19): 79–87.

26. Дрогомерецкий В. В., Третьяков А. А., Сокорев В. В., Руцкой И. А. Исследование физической активности школьников с нарушениями осанки, занимающихся оздоровительным плаванием. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019; 6: 11–17.

27. Ткачук А. А., Колпаков В. В., Томилова Е. А., Беспалова Т. В. Индивидуально-типологический подход к оценке двигательной активности и функционального состояния старших дошкольников и младших школьников. Образовательный вестник «Сознание». 2020; 9: 19–27.

28. Романенко С. П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа. Гигиена и санитария. 2020; 1 (99): 63–68.

29. Гребнева В. В., Садовски М. В. К проблеме разработки методики диагностики индивидуальных особенностей двигательной активности растущего человека. Современные наукоемкие технологии. 2020; 1: 63–67.

30. Ногаев Б. Т., Шалбарбаев А. М., Жамалбеков У. С., Ихсанов У. М., Кондратенко С. А. Нормы двигательной активности и нагрузка на уроке физической культуры. Актуальные научные исследования в современном мире. 2020; 4–4 (60): 174–176.

31. Аурбиева К. С. Исследование уровня физической работоспособности у детей с эндокринологическими заболеваниями. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2021; 10 (11): 229.

32. Новоселова О. А., Шарманова С. Б. Оценка влияния характера и объема двигательной нагрузки на физическое состояние учениц первых классов. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022; 4 (7): 105–111.

33. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Баранцев С. А., Гукасян С. А., Мышьяков В. В. Особенности развития двигательных способностей у школьников 15–16 лет. Новые исследования. 2018; 3–4 (56): 96–101.

34. Лукманова Н. Б., Малинин А. В., Маточкина А. И., Пухов Д. Н., Самигуллина Г. З. Физическая активность как компонент здоровья детей школьного возраста. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2022; S1: 182–185.

35. Земляной Д. А., Жугель И. М., Потапова Е. А., Завьялова А. Н., Александрович И. В., Гризон А. Д., Хоружая В. А. Физическое развитие подростков с различным уровнем двигательной активности. Санитарный врач. 2023; 4: 222–232. doi 10.33920/med-08-2304-03

36. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31.

37. Chang Y., Chu C., Wang C., Wang Y., Song T., Tsai C., Etnier J. L. Dose-response relation between exercise duration and cognition. Medicine and Science in Sports and Exercise 2015; (47): 159–165. doi 10.1249/MSS.0000000000000383

38. De Greef J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis. Journal of Science and Medicine in Sport 2017; 21: 501–507. doi 10.1016/j.jsams.2017.09.595

39. Lubans D., Richards J., Hillman C., Faulkner G. et al. Physical activity for cognitive and mental health in youth: a systematic review of mechanisms. Pediatrics. 2016; 138: e20161642. doi 10.1542/peds.2016– 1642

40. Berg V., Saliasi E., Jolles J., de Groot R. H. M., Chinapaw M.J. M., Singh A. S. Exercise of varying durations: no acute effects on cognitive performance in adolescents. Frontiers in Neuroscience 2018; 12: Article 672. doi 10.3389/fnins.2018.00672

41. Балаева Ш. М. Динамика адаптационного потенциала и физической работоспособности младших школьников при разных режимах физической активности. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 3: 18–27.

42. Schmidt M., Benzing V., Kamer M. Classroom-based physical activity breaks and children’s attention: cognitive engagement works! Frontiers in Psychology 2016; 7: Article 1474. doi 10.3389/ fpsyg.2016.01474

43. Митраков Н. Н., Корочкин А. В., Лайшева О. А. Шкала оценки продуктивности двигательной активности у детей — новый инструмент клинической оценки двигательных нарушений у детей с онкологическими заболеваниями. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2019; 1 (98): 95– 102.

1. Kuchma V. R. Challenges of the XXI century: hygienic safety of children in a changing environment (part II). Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Questions of school and university medicine and health). 2016; 4: 4–24. (in Russian)

2. Kuchma V. R., Safonkina S. G., Moldovanov V.V., Kuchma N.Yu. Hygiene of children and adolescents in modern school medicine. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2017; 11 (96): 1024–1028. doi 10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028 (in Russian)

3. Kuchma V. R., Rapoport I. K., Sokolova S. B. Scientific and methodological foundations and technologies of medical support and sanitary and epidemiological welfare of students in the first quarter of the XX century. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Questions of school and university medicine and health). 2021; 2: 11–22. (in Russian)

4. Dolich V. N., Skvortsova N. V., Komleva N. E. Analysis of the state of the musculoskeletal system in young people. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 12: 903–908. doi 10.33920/med-08-2212-04 (in Russian)

5. Valina S. L., Shtina I. E., Maklakova O. A., Ustinova O.Yu., Eisfeld D. A. Patterns of development of diseases of the musculoskeletal system in schoolchildren under the conditions of complex influence of environmental factors and lifestyle. Health risk analysis. 2021; 3: 54–66. (in Russian)

6. Marchenko B. I., Zhuravlev P. V., Aidinov G. T. Assessment of the health status of children and adolescent schoolchildren based on the results of preventive medical examinations. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2022; 101 (1): 62–76. doi 10.47470/0016-9900-2022-101-1-62-76 (in Russian)

7. Chekalova N. G., Silkin Y. R., Chekalova S. A. Gender features of the musculoskeletal system of students of educational institutions. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija (Modern problems of science and education). 2018; 3: 61. (in Russian)

8. Shklyarenko A. P., Kovalenko T. G., Ulyanov D. A. Justification of the use of physical culture in preventive and rehabilitation measures for scoliotic disease in children and adolescents. Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury (Theory and practice of physical culture). 2019; 8: 53–56. (in Russian)

9. Shklyarenko A. P., Kovalenko T. G., Ulyanov D. A. Functional indicators of the effectiveness of adaptive physical culture in diseases of the musculoskeletal system in children and adolescents. Fizicheskaja kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka (Physical culture: upbringing, education, training). 2021; 4: 61–66. (in Russian)

10. Kolpakov V.V., Bespalova T. V., Bragin A. V., Babakin E. A., Lebedeva K. A., Semenov. V. V. Human physiology. The concept of typological variability of physiological individuality. Message I. Vnutripopuljacionnoe raznoobrazie privychnoj dvigatel’noj aktivnosti cheloveka i ee tipovaja ocenka (Intrapopulation diversity of habitual human motor activity and its typical assessment). 2008; 4 (34): 121–132. (in Russian)

11. Nogaev B. T., Shalbarbayev A. M., Zhamalbekov U. S., Ihsanov U. M., Kondratenko S. A. Norms of motor activity and load at the physical culture lesson. Aktual’nye nauchnye issledovanija v sovremennom mire (Current scientific research in the modern world). 2020; 4 (60): 174–176. (in Russian)

12. Yarovaya A. A. Analysis of motor activity of schoolchildren. Ratio et Natura. 2021; 1 (3). (in Russian)

13. Rogova S. I., Kalishev M. G., Naidenova T. A. Subjective assessment of motor activity of schoolchildren. Medicina i jekologija (Medicine and ecology). 2019; 4 (93): 40–48. (in Russian)

14. Bogomolova E. S., Kotova N.V., Kovalchuk S. N. The level of functional reserves of students of an innovative educational institution with different motor activity. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Public health and habitat). 2019; 11 (320): 22–27. (in Russian) doi 10.35627/2219–5238/2019-320-11-22-27

15. Elyukova A.V., Syrtsova M. A. Motor activity of children and technologies of prevention of hypokinesia in the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2017; 8: 55–68. (in Russian)

16. Kobyakov Yu.V. The concept of norms of human motor activity. Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury (Theory and practice of physical culture). 2003; 11: 20–23. (in Russian)

17. Amosov N. M., Muravov I.V. Heart and physical exercises. Moscow: Znanie. 1985; 64 p. (in Russian)

18. Gubareva Yu.V., Strichko A.V. The concept of norms of human motor activity. Sovremennaja nauka (Modern Science). 2020; 5–2: 250–253. (in Russian)

19. Sukharev A. G. Motor activity and health of the younger generation. Moscow: Znanie. 1976; 62 p.

20. Bogomolova E. S., Shaposhnikova M.V., Kotova N.V. Characteristics of physical health of students of modern educational organizations. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2019; 9 (98): 956–961. doi 10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961 (in Russian)

21. Zulkarnaev T. R., Agafonov A. I., Kazak A. A., Khisamiev I. I., Povargo E. A., Zulkarnaeva A. T. Hygienic assessment of hemodynamic parameters of schoolchildren and students with different levels of motor activity. Public health and habitat. 2019; 2 (311): 19–25. (in Russian)

22. Novikova I. I., Yerofeev Yu.V., Flanku I. P., Usacheva E.V., Kulikova O. M. Motor activity and individual cumulative risks of violation of the components of the health of schoolchildren. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2020; 3 (99): 279–285. (in Russian)

23. Tomilova E. A., Larkina N.Yu., Bespalova T.V., Kolpakov V.V. Systemic (constitutional) assessment of the psychophysiological status of children with adaptive and compensatory dysfunction of the cardiovascular system. Medicinskaja nauka i obrazovanie Urala (Medical science and education of the Urals). 2016; 4: 86–91. (in Russian)

24. Kolpakov V.V., Tomilova E. A., Strizhak N.Yu., Krivoshchekov S. G., Bespalova T.V. Typological variability of psychophysiological features of younger schoolchildren as a prognostic basis for the formation of success in sports and recreational activities. Chelovek. Sport. Medicina (Human. Sport. Medicine). 2019; 19, S2: 7–17. (in Russian)

25. Tomilova E. A., Larkina N.Yu., Kolpakov V.V. Clinical and physiological assessment of overweight as a predictor of the development of vegetative-vascular dystonia in younger schoolchildren with different levels of habitual motor activity. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke (Health and education in the XXI century). 2017; 9 (19): 79–87. (in Russian)

26. Drogomeretsky V.V., Tretyakov A. A., Sokorev V.V., Rutskoy I. A. Study of physical activity of schoolchildren with posture disorders engaged in recreational swimming. Izvestija Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul’tura (Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport). 2019; 6: 11–17. (in Russian)

27. Tkachuk A. A., Kolpakov V.V., Tomilova E. A., Bespalova T.V. An individual typological approach to the assessment of motor activity and functional state of older preschoolers and younger schoolchildren. Obrazovatel’nyj vestnik «Soznanie» (Educational bulletin «Consciousness»). 2020; 9: 19–27. (in Russian)

28. Romanenko S. P. Assessment of nutrition and motor activity of children in cadet-type educational organizations. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2020; 1 (99): 63–68. (in Russian)

29. Grebneva V.V., Sadovsky M.V. On the problem of developing a methodology for diagnosing individual characteristics of motor activity of a growing person. Sovremennye naukoemkie tehnologii (Modern high-tech technologies). 2020; 1: 63–67. (in Russian)

30. Nogaev B. T., Shalbarbayev A. M., Zhamalbekov U. S., Ihsanov U. M., Kondratenko S. A. Norms of motor activity and load at the physical culture lesson. Aktual’nye nauchnye issledovanija v sovremennom mire (Current scientific research in the modern world). 2020; 4–4 (60): 174–176. (in Russian)

31. Aurbieva K. S. Study of the level of physical performance in children with endocrinological diseases. Bjulleten’ medicinskih internet-konferencij (Bulletin of medical Internet conferences). 2021; 10 (11): 229. (in Russian)

32. Novoselova O. A., Sharmanova S. B. Assessment of the influence of the nature and volume of motor load on the physical condition of first grade students. Fizicheskaja kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naja rekreacija (Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation). 2022; 4 (7): 105–111. (in Russian)

33. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B., Barantsev S. A., Gukasyan S. A., Arsenyakov V. V. Features of the development of motor abilities in schoolchildren aged 15–16. Novye issledovanija (New research). 2018; 3–4 (56): 96–101. (in Russian)

34. Lukmanova N. B., Malinin A.V., Matochkina A. I., Pukhov D. N., Samigullina G. Z. Physical activity as a component of the health of school-age children. Voprosy organizacii i informatizacii zdravoohranenija. (Issues of organization and informatization of healthcare). 2022; S1: 182–185. (in Russian)

35. Zemlyanoi D. A., Zhugel I. M., Potapova E. A., Zavyalova A. N., Alexandrovich I.V., Grizon A. D., Khoruzhaya V. A. Physical development of adolescents with different levels of motor activity. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023; 4: 222–232. doi 10.33920/med-08-2304-03 (in Russian)

36. Solomay T.V., Syrtsova M. A. Characteristics of motor activity of senior medical university students according to the results of the questionnaire. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 1: 27–31. (in Russian)

37. Chang Y., Chu C., Wang C., Wang Y., Song T., Tsai C., Etnier J. L. Dose-response relation between exercise duration and cognition. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2015; 47: 159–165. doi 10.1249/MSS.0000000000000383

38. De Greef J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis. Journal of Science and Medicine in Sport 2017; 21: 501–507. doi 10.1016/j.jsams.2017.09.595

39. Lubans D., Richards J., Hillman C., Faulkner G. et al. Physical activity for cognitive and mental health in youth: a systematic review of mechanisms. Pediatrics. 2016; 138: e20161642. doi 10.1542/peds.2016– 1642

40. Berg V., Saliasi E., Jolles J., de Groot R. H. M., Chinapaw M.J. M., Singh A. S. Exercise of varying durations: no acute effects on cognitive performance in adolescents. Frontiers in Neuroscience 2018; 12: Article 672. doi 10.3389/fnins.2018.00672

41. Balaeva Sh. M. Dinamika adaptacionnogo potenciala i fizicheskoj rabotosposobnosti mladshih shkol’nikov pri raznyh rezhimah fizicheskoj aktivnosti. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja. 2021; 3: 18–27.

42. Schmidt M., Benzing V., Kamer M. Classroom-based physical activity breaks and children’s attention: cognitive engagement works! Frontiers in Psychology 2016; 7: Article 1474. doi 10.3389/ fpsyg.2016.01474

43. Mitrakov N. N., Korochkin A.V., Lajsheva O. A. The scale for assessing the productivity of motor activity in children is a new tool for the clinical assessment of motor disorders in children with oncological diseases. Pediatrija. Zhurnal im. G. N. Speranskogo (Pediatrics. G. N. Speransky Journal). 2019; 1 (98): 95–102. (in Russian)

Адекватный уровень двигательной активности для растущего организма детей и подростков — это важнейший компонент первичной профилактики различных нарушений здоровья. Обоснование роли двигательного компонента в обеспечении формирования здоровья и нормального физического развития подрастающего поколения подтверждено многочисленными исследованиями [1–5]. Ведущие российские исследователи утверждают, что основной причиной ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является снижение двигательной активности в результате цифровизации, интенсификации учебного процесса при негативном отношении к занятиям по физической культуре и двигательно-активным формам досуга [1, 2].

Современная образовательная среда в сочетании с инактивностью — недостаточной мотивацией обучающихся вести здоровый образ жизни приводит к развитию полиорганной патологии у школьников. Комплексная оценка состояния здоровья детей с распределением их по группам здоровья показала, что за последнее десятилетие количество школьников III группы здоровья увеличилось на 10 %, IV группы здоровья — на 4,6 % при снижении наполняемости I группы здоровья с 4,3 % до 0 и уменьшением II группы здоровья на 10,1 % [3]. Снижение физической активности у лиц детского и юношеского возраста привело к росту патологии опорно-двигательного аппарата: с 2904 на 100 тыс. населения в 2000 г. до 3107 на 100 тыс. в 2019 г. [4, 5]. За период школьного обучения под влиянием комплекса неблагоприятных факторов распространенность сколиоза увеличилась в 5,3 раза, нарушения осанки — в 2,7 раза, снижение остроты зрения — в 2,4 раза [6]. Результаты обследования 2241 мальчика и 2425 девочек общеобразовательных учреждений г. Н. Новгорода показали преобладание следующих видов патологий опорно-двигательного аппарата: сколиотическая осанка, уплощенные стопы, сколиозы, плоские стопы [7]. Клиническое обследование подростков с использованием стабилометрии подтвердило увеличение различных форм деформаций костно-мышечной системы, связанных с низким уровнем двигательной активности, быстрым ростом позвоночника в детском возрасте и дисплазией соединительной ткани [4]. Эти данные свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья современных школьников и увеличение патологии опорно-двигательного аппарата. Снятие ограничений в определенных движениях, увеличение объема и интенсивности движений у детей со сколиозом I и II степеней позволяют нивелировать визуальные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, стабилизировать осанку, снять психологический стресс, связанный с изменениями фигуры [8, 9]. Таким образом, актуальным является изучение и обоснование гигиенических норм двигательной активности для детей и подростков с разным уровнем здоровья.

Для Цитирования:
Богомолова Елена Сергеевна, Максименко Екатерина Олеговна, Ковальчук Светлана Николаевна, Котова Наталья Валерьевна, Олюшина Екатерина Анатольевна, Нормы двигательной активности современных школьников: актуальность, проблемы и пути их решения (обзор). Санитарный врач. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: