В последние годы в стране реализовывались различные государственные программы по созданию фондов капитального строительства в достаточно большом количестве. Более того, динамика их образования постепенно возрастала. К таковым можно отнести различные дорожные сооружения, транспортные терминалы и морские порты, трубопроводы, тоннели и мостовые сооружения, объекты энергетики, инфраструктура аэропортов, жилье и др. В то же время, не вдаваясь в подробности содержания построенных и введенных в эксплуатацию объектов, следует отметить, что в современных условиях динамика реализации подобных программ стала существенно снижаться. Во многих сферах происходит закрепление ответственности за профильными учреждениями. Например, вопросы ЖКХ и строительства в целом определены за Фондом содействия реформированию ЖКХ и Единым институтом развития в жилищной сфере АИЖК. Вопросы дорожного строительства и всего с этим связанного — за Росавтодором и т.д. При этом какие-либо масштабные ресурсы в эти институты не вливаются, более того особенностью текущего и перспективного периода становится существенное сокращение инициирования новых программ. Негативный инвестиционный климат в стране, вызванный в том числе отношением иностранных государств, не создает положительных перспектив для наращивания капитального строительства и инвестиционной деятельности. В условиях дефицита ресурсов государство автоматически снижает бремя ответственности, что позволяет переориентировать внимание на качество управления инвестиционными программами [1,5]. И на этом фоне обнаруживается новая проблема, которая требует больших ресурсов.
В стране создан значительный объем различных объектов и сооружений, которые требуют непрерывного обслуживания. Одним из показательных здесь является ЖКХ. Проблема содержания систем коммунального хозяйства является актуальной для многих стран. Ее острота особо прослеживается в периферийных городах России, хотя и для крупных городов требуются также масштабные программы. Крупные городские образования могут справляться с задачами за счет достаточно высокой критической массы городского бюджета и промышленного и производственного потенциала. Но и в этом случае гарантий стабильности нет. Согласно официальным сведениям, изношенность фондов во многих городах находится на критическом уровне. Ремонт и реконструкция требуются в непрерывном режиме. Учитывая большую капиталоемкость этих программ, государство уже длительное время предпринимает усилия вовлечения в сферу ЖКХ частных инвестиций. Общий объем оборота средств сейчас составляет до 10 трлн руб. Очевидно, что в рыночной экономике государство не должно и не может полностью содержать все соответствующие направления. Более того, общая тенденция хронического дефицита бюджетов всех уровней не способствует принятию и административных мер — если бы это даже поощрялось на самом высоком уровне управления страной.