Актуальность темы исследования подтверждает современность и универсальность агентской проблемы, ее влияние на качество и эффективность управления персоналом.
Цель работы — исследовать агентскую проблему управления научным персоналом и предложить эффективные пути ее решения в сфере управления продуктивностью труда.
Задачи исследования: изучить международный и отечественный опыт теоретического рассмотрения и решения агентской проблемы управления научным персоналом, дать рекомендации по выбору наиболее эффективных подходов планирования и прогнозирования продуктивности научного труда в соответствии с международным и отечественным опытом.
Проблема взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности впервые был подробно рассмотрена в работах К. Маркса и Ф. Энгельс [1]. «Труд — это не просто работа, затрата усилий или способ добыть средства к существованию, труд — это еще и социальное отношение» [23]. Социально-трудовые отношения как сложные, многоаспектные и многоуровневые взаимодействия рассматривают с двух сторон — с одной стороны это система отношений между работниками и работодателями, а с другой это совокупность норм и инструментов, в частности, организации, нормирования, эффективности труда и мотивации трудовой деятельности.
В экономической науке трудовые отношения исследуется с позиции теории принципиал-агента, где работодатели — это принципиалы, а агенты — наемные работники. Концепция принципиала-агента возникла как научное осмысление разделения функций и интересов между взаимодействующими акторами. [6], [35]. При разной степени информированности о процессе взаимодействия, (т. н. информационная асимметрия), возникает предположение о возможности оппортунистического поведения одного из акторов [3, с. 128]. Оппортунистическое поведение определяется О. Уильямсоном, который ввел это понятие в научный оборот, как «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» [24].
В экономической науке отношения работодателей и наемных работников исследуется в рамках теории агентских отношений или агентской теории [4]. [6]. Многие исследователи при этом принимают концепцию О. Уильсона о фундаментальной ориентации агентов на обслуживание собственных интересов [ [7], цит. по [3],с. 128]. Согласие с этим предположением подтверждают отечественные и зарубежные исследователи трудовых отношений [35], полагая, что «…ради достижения своих целей, агент может действовать в ущерб компании и ее принципалу» [4] и отмечая, что со стороны рабочего персонала «…. случаи недобросовестного отношения к работе со стороны рабочего персонала не являются редкими» [5].