Рассматривая оказание медицинских услуг с позиции используемых ресурсов (или, как принято говорить в классической экономической теории, «факторов производства») необходимо признать главенствующую роль ТРУДА как основного по стоимостным затратам ресурса. Историческая стадия медицинской деятельности изначальна предполагала взаимодействие врача и пациента с минимальными затратами по другим видам ресурсов (не более 5–10%) и только на современном этапе использования медицинских технологий (специализированная и высокотехнологическая медицинская помощь в отечественной интерпретации), активно развивающийся с середины ХХ века и в настоящее время начинает менять традиционные пропорции между видами ресурсов, необходимых для реализации этих технологий. Для ряда медицинских технологий в онкологии, гематологии, кардиологии, травматологии и ортопедии расходы, не связанные с оплатой труда медицинского и прочего персонала, достигают 90–95% в связи со стоимостью расходных материалов, лекарственных препаратов, медицинских имплантов и амортизации медицинского оборудования. Современное оснащение больниц диагностическим и лечебным оборудование в России как результат проведенной модернизации значительно увеличивают основные фонды и как следствие инвестиционные затраты.
Тем не менее, пока еще можно считать здравоохранение «трудоемкой» отраслью национальной экономики, что подтверждается данными по стоимости используемых ресурсов в рамках программы государственных гарантий по бесплатному оказанию медицинской помощи в России (ПГГ).
По данным отчетов медицинских организаций, реализующих ПГГ, большая часть затрат, связанных с ее реализацией, приходится на фонд оплаты труда (с начислениями страховых взносов). Их размер выше в медицинских организациях, оказывающих услуги по территориальным программам ОМС, практически это 70% всех расходов. Учитывая сложившуюся пропорцию «бюджетной» и «страховой» составляющих ПГГ: 30 и 70%, можно определить средневзвешенное значение затрат по ПГГ, связанных с оплатой труда: 53,2 * 0,3 + 69,6 * 0,7 = 64,8%. Анализируя диаграммы расходов по бюджету, в части прочих затрат (29,4%), по сравнению с аналогичными расходами в системе ОМС (13,4%), и учитывая специфику тарифов в системе ОМС (в тариф ОМС не включаются расходы, связанные с капитальным ремонтом и строительством и с приобретением оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб.). Очевидно, что расходы бюджета по данным направлениям осуществляются и для медицинских организаций, выполняющих территориальную программу ОМС и имеющих государственную и муниципальные формы собственности. Остальные, «типичные» для здравоохранения расходы (питание, медикаменты, коммунальные платежи) практически не отличаются в «бюджете» и в «страховании». Исходя из этих соображений, можно считать долю заработной платы (с начислениями) на уровне 68% общих расходов здравоохранения, а программу государственных гарантий — «трудоемкой».