Ресурсосбережение является актуальным для каждого производственного предприятия. Экономия ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию продукции оказывают значительное влияние на повышение конкурентоспособности и рентабельности отечественной продукции. Вследствие этого возрастает роль нормативного метода учета затрат, который выступает активным средством ресурсосбережения и дает возможность выявить как внешние, так и внутрипроизводственные резервы снижения затрат. Это метод повседневного, текущего контроля за затратами и выявления новых резервов экономии, выполняющий роль метода снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства.
Эффективность организации контроллинга на производственных предприятиях во многом зависит от используемых методов учета и анализа производственных расходов. Важнейшими аспектами котроллинга являются: установление стандартов, бюджетов, нормативных затрат и оценка результатов путем сравнения фактических расходов с нормами и стандартами. Разность между фактическими и нормативными затратами и стандартами называется отклонением. Американские экономисты Р. Энтони и Дж. Рис определяют отклонения как разницу между фактическими и нормативными издержками, которые являются важной информацией для управления [1].
Следующие определения бюджету и стандартам дают: Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер и Ш. Датар. «Бюджет – количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением». Стандартные затраты – это проектные затраты на единицу продукции. Термин «стандартные затраты» обычно относится к себестоимости законченной единицы продукции, а «бюджетные затраты» – к общей сумме [2].
Принцип определения фактических расходов как суммы заранее заданных нормативов (стандартов) и отклонений от них (стандарт-кост) был впервые предложен и реализован в начале XX в. в США, а затем и в других, главным образом европейских, странах. В 1930-е годы он начал внедряться и в нашей стране под названием «нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции».