По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2511-05

Нормативные основы защиты трудовых прав граждан прокурором

Максуров Алексей Анатольевич кандидат юридических наук, преподаватель, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Университет Парижа Сорбонна, Париж, E-mail: maxurov78@ya.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения нормативных основ защиты трудовых прав граждан прокурором. Целью работы выступает уяснение правовых основ защиты прокурором трудовых прав граждан с точки зрения оснований для производства прокурорской проверки и применения мер прокурорского реагирования. В итоге автор приходит к выводу о дуализме в нормативном материале, на основе которого прокурором осуществляются надзорные и правозащитные действия. Указанный дуализм приводит к тому, что наиболее существенные вопросы прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан решаются в ведомственных нормативных актах — актах органов прокуратуры. Эти акты, как правило, скрыты от значительной части населения, что само по себе создает правовую неопределенность работника относительно его ожиданий результатов прокурорского вмешательства. Результаты работы имеют научное значение, поскольку позволяют упорядочить знания о применении государственно-правовых мер защиты прав работников, а также представляют значимость для разработки в будущем системы эффективной защиты трудовых прав граждан государственными органами.

Литература:

1. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: Норма, 2019. — 340 с..

2. Таланова М.В. Эффективность норм частного права / Частно-правовые отношения в условиях глобализации. Saarbrüchen.: Lambert academic publishing, 2012. Часть 1. Глава 7. С.109-116.

3. Бриль Г.Г. Малоисследованные общесоциальные функции координационной юридической практики // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе. Сб. науч. Тр. V-й Межвуз. научн.-практич. конф. / Отв. ред. проф. Г.Г. Бриль. Кострома, 2007. С.121-125.

4. Таланова М.В. Экономическая функция медиативной юридической практики // Законодательство и экономика. 2011. № 11. С.32-39.

5. Таланова М.В. Политическая функция медиативной юридической практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С.23-32.

6. Карташов В.Н. Механизм координационного регулирования // Вестн. науч. тр. Нижнекам. филиала Москов. гуманитарно-эконом. ин-та. Вып.3. Часть 8. Вопросы теории и истории гос. и права / Отв.ред. П.А.Кабанов. Нижнекамск, 2001. С.21-25.

7. Закон ФРГ от 9 декабря 1976 г. / Гражданское законодательство стран Европы. М., 2019. — 540 с.

8. Закон Французской Республики от 27 декабря 1973 г. / Гражданское законодательство стран Европы. М., 2019. — 540 с.

9. Свядосц Ю.И. Защита потребителей в буржуазном праве // Сов. гос-во и право. 1989. № 11. С. 131-134.

10. Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. 2013. № 6. С.32-39.

11. Постнов А.С. Контроль и надзор как факторы повышения эффективности координационной практики // Российское право в период социальных реформ. Материалы конференции студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых-юристов (г. Нижний Новгород, 26-27 ноября 2004 г.). Вып. 6: Ч. 1. 2005. С.64-67.

12. Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора в ХХ-ХХI вв.: особенности и перспективы // Вопросы трудового права. 2024. Т.20. № 8 (235). С.488-495.

13. Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс // Вопросы трудового права. 2024. Т. 20 № 6 (233). С.378-383.

14. Карташов В.Н. Координационная юридическая практика государственных органов: взгляд на проблему эффективности // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе. Сб. науч. Тр. V-й Межвуз. научн.-практич. конф. / Отв. ред.проф. Г.Г. Бриль. Кострома, 2007. С.89-94.

15. Баранов В.М., Карташов В.Н. Основные недостатки координационной практики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. № 6. С.11-15.

16. Макаров И.И. Координация в праве. Ярославль: ЯФ МФЮА. 2012. 314 с.

17. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 25.11.1995.

18. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3. С.3-5.

19. Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Законность.2009. № 5. С.3-12.

20. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс»

21. Приказ Генпрокуратуры России от 21.06.2016 № 361 «О внесении изменений в приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 01.07.2015 № 343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции» // СПС «Консультант Плюс»

22. Приказ Генпрокуратуры России от 01.07.2015 № 342 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «Консультант Плюс»

23. Приказ Генпрокуратуры России от 29.10.2012 № 379 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об орга низации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Законность. 2012. № 12. С.3-4.

24. Максуров А.А. О целесообразности и возможности трудовых отношений в рамках коммерческого представительства // Кадровик. 2021. № 5. С. 99-105.

25. Максуров А.А. Проблемы и возможности применения криптовалюты в трудовых отношениях // Кадровик. 2018. № 6. С. 25-30.

26. Мельников Ю.И. Формы координационного взаимодействия в праве: Координационный семинар // Вестник научных трудов Ярославского филиала Московской финансово-юридической академии. Юриспруденция. / Под ред. Ю.И. Мельникова, А.А. Максурова, Г.В. Семеновой. Ярославль. 2003. Вып.1. — С.15-18.

27. Чернецов В.Ю. Психологический подход к изучению проблем координационной юридической практики // Законодательство и правоприменение в Российской Федерации. Доклады и сообщения VII международной научной конференции, Москва, 17 апреля 2007 г.. М.: РГГУ, 2007. С.89-94.

28. Карташов В.Н. К вопросу о понятии координационной юридической тактики // Развитие молодежной юридической науки в современном мире. Сб. науч.тр. по материалам VIII Международной научно-практической интернет-конференции 15 мая 2011 года. Тамбов, 2011. С.50-55.

29. Указание прокурора республики Крым № 63/7/1 от 16.05.2014 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на оплату труда» // СПС «Консультант Плюс»

30. Уколова Ю.А. При каких обстоятельствах невозвращение кредита может повлечь уголовную ответственность ? // Юридический справочник руководителя. 2009. № 11. С.17-23.

31. Гражданское исполнительное право. Под ред. Власова А.А. М.: Экзамен, 2004. — 430 с.

32. Терехова А.В. Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21. № 3. С.311–323.

33. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» от 26.07.2019 // https://fnpr.ru/upload/iblock/2d3/2g83d23ccysxgsx1ox4gw8qymk502rpq.pdf

34. Распоряжение прокурора Московской области «О мерах по реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» от 26.07.2019 № 86/20р // СПС «Консультант Плюс»

35. Указание № 99/7 от 12.04.2019 прокуратуры Кировской области «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // https://www.prokuratura-kirov.ru/doc/normative_acts/nadet.php?ID=42166

36. Кивленок Т.В. Правовой акт как внешняя форма координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник научных трудов. Владимир: ВГПУ, 2002, Вып. 3. С.54-58.

37. Таланова М.В. Юридическое проектирование координационных процессов // Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др. Под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. С.80-87.

38. Фролов С.Е. Принципы координационной деятельности // Актуальные проблемы юриспруденции: сборник научных трудов. Владимир. 2002. С.59-64.

Повышенный интерес органов власти к организации защиты трудовых прав граждан не случаен и соответствует мировой тенденции государственно-правовой защиты отдельных, заведомо более «слабых» сторон соответствующих отношений, в том числе, и работников, которых выделяют в группу обязательной защиты «плохо представляемых (в суде) интересов», рассматриваемых как важную составляющую «общественного интереса», подлежащего защите не только конкретным лицом, права которого нарушены, но и государством в лице своих специально уполномоченных на то органов [1, с.124]. Именно таким путем обеспечивается повышенная эффективность тех норм трудового права, в которых превалирует частноправовой элемент [2, с.110]. Благодаря этому в наиболее полной мере достигается реализация правом своих социальных функций [3, с.122], обеспечивается результативность рассмотрения трудовых конфликтов и споров, имеющих экономическую [4, с.35] или политическую [5, с.26] компоненты. Таким образом достигается единство правового регулирования как способа согласования коллективной и индивидуальной воли [6, с.23].

Следует признать, однако, что за рубежом основным средством защиты выступают не специфические меры прокурорского реагирования (хотя подчас применяются и они), но, главным образом, обращение в суд специально на то уполномоченного органа, включая прокурора, что предусмотрено как законодательством в романогерманской правовой семье [7, с.28], [8, с.76], так и судебной практикой в семье англосаксонской [9, с.131]. Такому подходу все больше соответствует и практика надзорной деятельности российской прокуратуры [10, с.32].

Прокуратура традиционно признается основным органом защиты трудовых прав граждан [11, с.66]. Более того, подобное «широкое» понимание обязанности прокурора обеспечить правозащитное вмешательство при обнаружении им нарушения трудовых прав личности в России известно исторически [12, с.490]. Хотя, нельзя и не отметить того обстоятельства, что расширение предмета прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства одновременно сопутствовало сужению имеющегося у прокурора арсенала средств правовой защиты личности [13, с.380].

Для Цитирования:
Максуров Алексей Анатольевич, Нормативные основы защиты трудовых прав граждан прокурором. Вопросы трудового права. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: