Государственная закупочная деятельность регламентируется тремя основными законами, а также несколькими десятками подзаконных НПА.
Данный нормативный правовой акт действует в отношении всех государственных заказчиков, к которым относят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта федерации. Закон предусматривает ряд требований к организации и проведении торгов:
• закупки должны планироваться на три года вперед;
• организатор закупки должен делать подробные технические задания для каждой осуществляемой закупки;
• тендер проводится в определенные сроки;
• поставщики, выполнившие контракт, получают деньги в полном объеме.
Часть 2 статьи 24 ФЗ устанавливает, что в рамках данного НПА существует несколько основных способов определения поставщика – исполнителя.
Проведение конкурсов.
Первоначально законодателем рассматривался в качестве наиболее распространенного способа проведения закупки, однако в практике сильно трансформировался: теперь объявление о конкурсе происходит в тот момент, когда объект контракта не значится в перечне технически сложных вещей; стоимость (цена контракта) ограничивается установленными в ФЗ пределами. Из этого вытекает следующий вывод. Если планируется строить дорожное сооружение или опасный / технически сложный объект, то в этом случае в первую очередь говорят о проведении конкурса с ограниченным участием.
Проведение аукциона, закрытого или открытого типа.
Аукцион проводится в электронном формате. Главная особенность его — он осуществляется для ограниченного перечня товаров, работ и услуг (список таких объектов утверждается распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 471-р). Кроме того, для такого формата аукциона необходимо соблюдение нескольких условий.
Начальная цена контракта не должен превышать суммы в 150 млн рублей для обеспечения госнужд, суммы в 50 млн рублей — для муниципальных нужд. В ином случае — заказчик должен выбрать иной способ проведения государственной закупки.