По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нормативные механизмы обеспечения доступности, индивидуализации и инклюзии профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сельских территориях России

В. Новиков д-р экон. наук, профессор, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Е. Гридасова канд. пед. наук, доцент, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Ю. Куликова канд. юрид. наук, доцент, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
С. Горохов Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркнута актуальность получения аграрного образования в Российской Федерации, которое должно быть максимально приближено к главному потребителю — сельскому населению. Открытость аграрного образования запросам сельских жителей будет способствовать снижению миграционных потоков, сохранению молодежи в селе. Обращено внимание, что получение аграрного образования возможно и доступно не только людьми, не имеющими ограничений жизнедеятельности, но и инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Преимущество обеспечения высшим аграрным образованием этой категории сельских жителей заключается в том, что они не нацелены на миграцию, проживают постоянно и долговременно на определенной территории. Представлен обзор действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения доступности и обучения в организациях высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются актуальные тенденции правового поля инклюзивного образования. Рассматривается понятие и правовой статус инвалидов и обучающихся с ОВЗ, понятие «инклюзивное образование» и требование по его реализации на всех уровнях, в том числе при получении высшего образования.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 // Российская газета. Федеральный выпуск № 0 (4832) от 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. I) ст. 7598.

4. Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2016 г. №1135 «Об утверждении перечня образовательных организаций высшего образования, на базе которых создаются РУМЦ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/95/Sobolev.pdf.

5. Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн) [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159405/.

6. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 № АК-1782/05) [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_189456/.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://fgosvo.ru/.

По данным официальной статистики, по состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации насчитывается 13 млн инвалидов1 . Уровень инвалидизации составляет более 9 %. Из 2,6 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только чуть более 817 тыс. человек (около 32 % от численности инвалидов трудоспособного возраста), численность неработающих инвалидов составляет 1,8 млн человек (68 % от численности инвалидов трудоспособного возраста).

Очевидно, что сельские населенные пункты, где сосредоточены предприятия агропромышленного комплекса, более благоприятны для создания адаптированного рынка труда для инвалидов в связи с локальностью территории, возможностью организации взаимодействия работодателя и инвалида, в том числе основанного на человеческом факторе. В сельской местности более благоприятный психологический климат, исключающий какое-то особое отношение к таким людям. Необходимо также подчеркнуть, что основной части инвалидов, преимущественно третьей группы, нет необходимости в создании дополнительных условий при трудоустройстве, и они с успехом конкурируют на инклюзивном рынке труда. Трудоустройство позволяет людям с инвалидностью иметь достойный уровень жизни, возможность самому управлять жизненными ситуациями.

Все это говорит о том, что аграрное образование должно быть нацелено не только на людей, не имеющих ограничений жизнедеятельности, но и на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Преимущество обеспечения высшим аграрным образованием этой категории сельских жителей заключается в том, что они не нацелены на миграцию, привыкли к определенной территории и образу жизни. Кроме того, агропромышленному комплексу требуются высококвалифицированные профессионалы, владеющие современными знаниями и подходами, а статистические данные говорят о том, что трудоустройство инвалидов с высшим образованием более очевидно, чем со средним профессиональным. Так, занятость инвалидов с высшим образованием составляет 60 % от общего числа работающих инвалидов, а занятость инвалидов с низкой квалификацией — 25%2.

Для Цитирования:
В. Новиков, Е. Гридасова, Ю. Куликова, С. Горохов, Нормативные механизмы обеспечения доступности, индивидуализации и инклюзии профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сельских территориях России. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: