По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9:631/.639+342.9 DOI:10.33920/sel-03-2211-05

Нормативное регулирование в области электронного сельского хозяйства, цифровых и иных инновационных технологий в АПК Беларуси

И. Л. Ковалёв науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск, E-mail: olbosigor@mail.ru
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Россия, г. Москва

В настоящее время наиболее насущными проблемами белорусского АПК остаются: крайне затратное сельхозпроизводство и его низкая эффективность. Так, по состоянию на конец 2020 г. уровень рентабельности без учета господдержки всех сельскохозяйственных организаций, входящих в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, составил всего 1,7 %. Важнейшим направлением государственной инновационной политики Республики Беларусь на текущую пятилетку является цифровая трансформация традиционных секторов национальной экономики. Нынешний уровень отечественного нормативно-правового регулирования различных процессов цифровизации в аграрной сфере существенно отстает от широко внедряемых сегодня информационных, цифровых и других инновационных технологий, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Цель работы – изучить нормативное регулирование в области электронного сельского хозяйства, цифровых и иных инновационных технологий в АПК Беларуси. В статье описан ряд высокоперспективных на сегодняшний день направлений в цифровой трансформации сельского хозяйства. Всем мероприятиям для эффективного внедрения новейших инновационных технологий крайне необходима законодательная поддержка на уровне своевременного и постоянного обновления и модернизации базовых нормативных положений, их регулирующих. Для укрепления доверия к новейшим технологиям и их успешной эффективной реализации в белорусском сельском хозяйстве и создания правовой основы для международной кооперации и прежде всего в рамках ЕАЭС важнейшей задачей на сегодняшний день является формирование актуальной нормативной базы. Формирование системы правового регулирования, направленной на обеспечение перехода к цифровой трансформации национальной экономики, является одним из важных инструментов реализации направлений современной государственной инновационной политики страны.

Литература:

1. Ковалёв  И. Л. Digital-трансформация как катализатор инновационных процессов в экономике // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. – Вып. 2. – Ч. 1; отв. ред. В. И. Герасимов. – М., 2019. – С. 374–380.

2. Ковалёв  И. Л. Векторы развития и зарубежный опыт автоматизации, информатизации, цифровизации в агропромышленном комплексе / И. Л. Ковалёв // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. – 2020. – № 7. – С. 20–31.

3. Ковалёв  И. Л. Мировые тенденции в сельскохозяйственном машиностроении и направления технико-технологической модернизации растениеводства в Республике Беларусь / И. Л. Ковалёв // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2020. – № 3. – С. 28–44.

4. Ковалёв  И. Л. Перспективы диджитализации производственного сектора АПК Белоруссии // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2018. – № 7. – С. 64–74.

5. Ковалёв  И. Л. Проникновение инновационных технологий в АПК: отечественный опыт на фоне зарубежья / И. Л. Ковалёв // Достижения молодых ученых в развитии сельскохозяйственной науки и АПК: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2018. – С. 448–453.

6. Контроль параметров надежности сельскохозяйственной техники с использованием систем GPS/ГЛОНАСС / М. Н. Костомахин, А. В. Воронов, Л. И. Ковалёв, И. Л. Ковалёв // Тр. ГОСНИТИ. – М, 2015. – Т. 118. – С. 26–30.

7. Математическое моделирование процессов теплообмена в коровнике для теплого периода / В. Г. Борулько, Ю. Г. Иванов, Д. А. Понизовкин и др. // Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан. – 2021. – № 4 (338). – С. 37–42.

8. Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств – членов Евразийского экономического союза за 2012–2018 годы / Одобрен на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 19 марта 2019 г.; Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. – М., 2018. – 104 с.

9. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса государств – членов Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/ dep_agroprom/inform/Pages/default. aspx.

10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mshp.gov.by.

11. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

12. «ILEX.BY» – онлайн-сервис готовых правовых решений по бухучету, налогообложению и праву для бухгалтеров, юристов, руководителей от компании ООО «ЮрСпектр». Hightech или «хай так». Что тормозит оцифровку сельского хозяйства в Беларуси? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilex.by/high-tech-ili-haj-tak-chto-tormozit-otsifrovku-selskogo-hozyajstva-v-belarusi.

13. Pokładowe mierniki-wskaźniki do monitorowania stanu technicznego ciągników energochłonnych / N. M. Kostomakhin, V. I. Tseiko, M. N. Kostomakhin et al. // Проблемы интенсификации животноводства с учетом охраны окружающей среды и производства альтернативных источников энергии, в том числе биогаза; под науч. ред. Вацлава Романюка. – Варшава, 2021. – С. 71–82.

Важнейшим направлением дальнейшего развития белорусского сельского хозяйства и скорейшего выхода на приемлемую эффективность агропроизводства должна стать интенсификация этого производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения самых современных достижений научно-технического прогресса [6, 7]. Активная роль в решении задач по снижению себестоимости сельхозпродукции, значительной экономии всех видов ресурсов, в повышении общей эффективности аграрного производства на данном этапе развития передового мирового сельского хозяйства сейчас принадлежит показавшим свою эффективность проектам по автоматизации, информатизации, роботизации, цифровизации агропроизводства и переработки полученной сельхозпродукции. Так, по оценке Минсельхоза России, использование цифровых технологий в АПК позволяет повысить рентабельность сельхозпроизводства за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств. Внедрение цифровой экономики позволяет снизить расходы не менее чем на 23 % при внедрении комплексного подхода [13].

Огромные технологические возможности цифровизации повышают конкурентоспособность всех сфер экономики, а собственно другой альтернативы, нежели развитие высокоэффективной экономики государства, построенной на современных новейших технологиях, у Беларуси с ее весьма ограниченными сырьевыми ресурсами на сегодня просто не существует [1, 4, 5].

Нынешний уровень отечественного нормативно-правового регулирования различных процессов диджитализации (цифровизации) в аграрной сфере существенно отстает от широко внедряемых сегодня информационных, цифровых и других инновационных технологий, которые непрерывно развиваются и совершенствуются.

На данный момент в аграрном производстве Беларуси явно превалирует подавляющее большинство, состоящее из полностью государственных предприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Беларуси на начало 2021 г., общее количество сельхозпредприятий, имеющих в пользовании площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 гол. и более (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств), составило всего по республике 1382 предприятия, в т. ч. организаций с государственной собственностью и организаций с долей госсобственности – 887, или 64,2 % от общего числа [11].

Для Цитирования:
И. Л. Ковалёв, М. Н. Костомахин, Нормативное регулирование в области электронного сельского хозяйства, цифровых и иных инновационных технологий в АПК Беларуси. Главный зоотехник. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: