Важнейшим направлением дальнейшего развития белорусского сельского хозяйства и скорейшего выхода на приемлемую эффективность агропроизводства должна стать интенсификация этого производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения самых современных достижений научно-технического прогресса [6, 7]. Активная роль в решении задач по снижению себестоимости сельхозпродукции, значительной экономии всех видов ресурсов, в повышении общей эффективности аграрного производства на данном этапе развития передового мирового сельского хозяйства сейчас принадлежит показавшим свою эффективность проектам по автоматизации, информатизации, роботизации, цифровизации агропроизводства и переработки полученной сельхозпродукции. Так, по оценке Минсельхоза России, использование цифровых технологий в АПК позволяет повысить рентабельность сельхозпроизводства за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств. Внедрение цифровой экономики позволяет снизить расходы не менее чем на 23 % при внедрении комплексного подхода [13].
Огромные технологические возможности цифровизации повышают конкурентоспособность всех сфер экономики, а собственно другой альтернативы, нежели развитие высокоэффективной экономики государства, построенной на современных новейших технологиях, у Беларуси с ее весьма ограниченными сырьевыми ресурсами на сегодня просто не существует [1, 4, 5].
Нынешний уровень отечественного нормативно-правового регулирования различных процессов диджитализации (цифровизации) в аграрной сфере существенно отстает от широко внедряемых сегодня информационных, цифровых и других инновационных технологий, которые непрерывно развиваются и совершенствуются.
На данный момент в аграрном производстве Беларуси явно превалирует подавляющее большинство, состоящее из полностью государственных предприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Беларуси на начало 2021 г., общее количество сельхозпредприятий, имеющих в пользовании площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 гол. и более (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств), составило всего по республике 1382 предприятия, в т. ч. организаций с государственной собственностью и организаций с долей госсобственности – 887, или 64,2 % от общего числа [11].