В соответствии с п. 5 главы 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286: «Единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни». Для нашего исследования этот пункт интересен в том, что это единственный раз, когда в ФГОС НОО употребляется термин «компетенция», причем в виде перечисления через запитую после термина «знания» [1].
Далее, в п. 10 главы 1 «ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ начального общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на уровне основного общего образования (далее — предметные результаты)». Такой спектр применения отдельных терминов в одном абзаце не может не привести к определенной путанице, неоднозначности и неопределенности различных понятий (социальный опыт, знания, умения, навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности, предметные результаты) [1].
Следует также отметить, что далее в п. 10 главы 1 ФГОС НОО в «требованиях к предметным результатам» уточнено, что они «формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений». Следовательно, значимость заявленных ранее «навыков и опыта решения проблем и творческой деятельности» в п. 10 главы 1 ФГОС НОО теряется [1].
Потому в нашем исследовании мы будем придерживаться терминологии, более часто используемой в ФГОС НОО, а также в научных работах ученых в области педагогики и психологии начального общего образования (НОО). Однако при этом проведем сравнительный анализ содержания терминов, применяемых к оценке результатов освоения обучающимися образовательной программы НОО.