По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 373.3

Нормативно-правовые особенности развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся

Р.Е. Булат доктор педагогических наук, профессор кафедры, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Х.С. Байчорова кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
А.А. Полякова Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В статье на основе анализа требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены правовые нормы развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся в процессе начального общего образования. Доказывается, что информационно-коммуникативные свойства личности обучающихся необходимо развивать посредством целенаправленных педагогических воздействий с самого начала обучения освоения образовательных программ НОО. Выявлено, что требуемые ФГОС НОО универсальные учебные коммуникативные действия не уточняют содержание и уровень развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся. В результате делается вывод о необходимости развития научно-педагогических исследований, нацеленных на разрешение противоречия между значительными требованиями ФГОС НОО к цифровизации образовательного процесса и их отсутствием к результатам формирования и развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся в период освоения ими образовательных программ НОО.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Available at: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 20.11.2022).

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977.

3. Константинов Ф.В. Диалектический материализм // Основы марксистской философии. 2-е изд., — М.: Политиздат, 1963. Available at: https://psylib.org.ua/ books/konst01/txt04.htm (дата обращения 20.11.2022).

4. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности : введение в психологию. — Москва : Ин-т психологии РАН, 2009.

5. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2010.

6. Байчорова Х.С. Обеспечение непрерывности развития иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в военном вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08, 2020.

7. Проблемы и перспективы дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев, Н.А. Никитин // Человеческий капитал. — 2022. — № 2 (158).

8. Анализ затруднений при реализации дистанционных образовательных технологий у различных категорий педагогических работников / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев [и др.] // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 2.

9. Проблемные вопросы качества образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев [и др.] // Человеческий капитал. — 2021. — № 3(147). — С. 97–113. — DOI 10.25629/HC.2021.03.09.

10. Минпросвещения запретило школьникам использовать телефоны на уроках / ИД «Коммерсантъ». Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5536958 (дата обращения 20.11.2022).

11. Сергей Кравцов рассказал о важности этнопедагогики в дошкольном образовании / Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. Available at: https://edu.gov.ru/ press/6152/sergey-kravcov-rasskazal-ovazhnosti-etnopedagogiki-v-doshkolnomobrazovanii?utm_medium=email (дата обращения 20.11.2022).

В соответствии с п. 5 главы 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286: «Единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни». Для нашего исследования этот пункт интересен в том, что это единственный раз, когда в ФГОС НОО употребляется термин «компетенция», причем в виде перечисления через запитую после термина «знания» [1].

Далее, в п. 10 главы 1 «ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ начального общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на уровне основного общего образования (далее — предметные результаты)». Такой спектр применения отдельных терминов в одном абзаце не может не привести к определенной путанице, неоднозначности и неопределенности различных понятий (социальный опыт, знания, умения, навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности, предметные результаты) [1].

Следует также отметить, что далее в п. 10 главы 1 ФГОС НОО в «требованиях к предметным результатам» уточнено, что они «формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений». Следовательно, значимость заявленных ранее «навыков и опыта решения проблем и творческой деятельности» в п. 10 главы 1 ФГОС НОО теряется [1].

Потому в нашем исследовании мы будем придерживаться терминологии, более часто используемой в ФГОС НОО, а также в научных работах ученых в области педагогики и психологии начального общего образования (НОО). Однако при этом проведем сравнительный анализ содержания терминов, применяемых к оценке результатов освоения обучающимися образовательной программы НОО.

Для Цитирования:
Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.А. Полякова, Нормативно-правовые особенности развития информационно-коммуникативных свойств личности обучающихся. Юрист ВУЗа. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: