По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.6:364–058.862 DOI:10.33920/pol-01-2210-10

Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Томаров Алексей Владимирович канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, e-mail: socialwork@magtu.ru, тел. +7 (3519) 23-63-28

Основными причинами увеличения числа детей без попечения родителей являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение. Семейный кодекс определяет, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семье. Для оказания соответствующей помощи очень важно своевременно выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 125 Семейного кодекса, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому месту проживания детей. В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ от 14.05.2015 №374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей». Данный документ определяет увеличение денежных выплат в 2 раза, предусмотренных для детей в момент обучения для приобретения необходимой литературы и принадлежностей; выявлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Решение указанных задач осуществляется в рамках реализации входящих в состав подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Важно отметить, что федеральный закон предусматривает разработку исполнительной власти субъектов РФ целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальным направлением государственной работы является развитие семейной политики, которая в первую очередь направлена на укрепление семьи как социального института, сохранение семейных ценностей. Учреждениями образования и педагогами, в частности, проводится огромная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1245/ (дата обращения: 09.06.2022).

2. О структуре органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации. О защите прав ребенка. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2341 (дата обращения: 09.06.2022).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. от 30.11.2011).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8569 (дата обращения: 18.06.2022).

5. Федеральный закон № 442‑ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8339 (дата обращения: 18.06.2022).

6. Федеральный закон РФ от 05.12.2006 № 207‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559 (дата обращения: 23.06.2022).

1. On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation. On the protection of the rights of the child. Text: electronic. — Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1245 / (accessed 09.06.2022). (In Russ.)

2. On the structure of the bodies that carry out the prevention of neglect and homelessness in the Russian Federation. On the protection of the rights of the child. Text: electronic. — Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2341 / (accessed 09.06.2022). (In Russ.)

3. Family Code of the Russian Federation No. 223 FZ dated 29.12.1995 (as amended on 30.11.2011). (In Russ.)

4. Federal Law «On education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 N 273‑FZ (latest edition). Text: electronic. — Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8569 / (accessed 18.06.2022). (In Russ.)

5. Federal Law No. 442‑FZ dated 28.12.2013 «On the basics of social services for citizens in the Russian Federation»; 108‑OZ dated 03.12.2014. Federal Law «On education in the Russian Federation dated 29.12.2012 N 273‑FZ (latest edition). Text: electronic. — Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8339 / (accessed 18.06.2022). (In Russ.)

6. Federal Law of the Russian Federation No. 207‑FZ dated 05.12.2006 On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding State Support for Citizens with Children. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 N 273‑FZ (latest edition). Text: electronic. — Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559 / (accessed 23.06.2022). (In Russ.)

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей, оставшихся без попечения родителей. По данным статистики на 01.01.2020, их общее количество составляет около 600 тыс. человек. Стоить отметить, что небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т. е. являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.

Основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, материальные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Особо стоит отметить, что государство на всех уровнях законодательно регулирует сокращение факторов возникновения подобных проблем путем реализации различных проектов и программ.

В соответствии с нормами международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В РФ задачей является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе [1].

Трансформационные изменения российского общества сопровождаются значительными функциональными изменениями социальных институтов современного общества. Наиболее актуальной проблемой в условиях трансформации является социализация детей и подростков.

Дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей, являются высокоуязвимой социальной общностью. Эта категория населения занимает особое место в структуре социально незащищенных слоев общества. Статус социально незащищенных предоставляется до достижения совершеннолетия, тогда как социальные проблемы социализации участников этой группы сопровождают их на протяжении всей жизни.

Для Цитирования:
Томаров Алексей Владимирович, Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: