Образование в современном обществе является важнейшим фактором его развития. Каждому человеку, для того что бы преуспеть в той или иной сфере деятельности, необходимо иметь возможность учиться и овладевать актуальными для него компетенциями. Широкий доступ к освоению образовательных программ предоставляет использование образовательными организациями дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ). Возможность применения ДОТ регламентируется нормативно-правовыми актами различной юридической силы. В данной статье мы намерены представить обзор нормативных документов, принимаемых на федеральном уровне власти с целью внедрения дистанционного обучения в практику деятельности организаций высшего образования.
Первым правовым источником, содержащим нормы о дистанционном обучении стало постановление Государственного комитета России по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [3]. Главная идея данного документа — необходимость создания в России единой системы дистанционного образования. Текст постановления включал совокупность характеризующих дистанционное обучение понятий, новых для российского образования в тот период времени и остающихся актуальными сегодня: новая роль преподавателя, специализированный контроль качества образования, опора на современные средства передачи образовательной информации, а также, в нем были сформулированы задачи, решение которых должно было бы позволить создать единую систему дистанционного образования. Среди этих задач хочется обратить внимание на такие как: разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социокультурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей дистанционного обучения; создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов дистанционного обучения. Но, как показала практика, система образования не была готова к реализации норм данного документа.