По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147:004

Нормативно-правовые основы использования дистанционных технологий в процессе реализации образовательных программ высшего образования

А.С. Аникина кандидат педагогических наук, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

В статье рассматривается вопрос о государственной политике по проблеме использования в образовательной практике электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В работе представлен обзор нормативно-правовых актов, регламентировавших внедрение дистанционного обучения, и дана характеристика «Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», актуального на данном этапе развития образования.

Литература:

1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 11 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“« (утратил силу). — URL: http://publication.pravo.gov. ru. — Текст : электронный.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://publication. pravo.gov.ru. — Текст : электронный.

3. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». — URL: http://publication. pravo.gov.ru. — Текст : электронный.

4. Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». — URL: http://publication.pravo.gov.ru. — Текст: электронный.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 4 декабря 2003 г. «Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных техно логий». — URL: http://publication.pravo. gov.ru. — Текст: электронный.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (утратил силу). — URL: http://publication. pravo.gov.ru. — Текст: электронный.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». — URL: http://publication. pravo.gov.ru. — Текст: электронный.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 ноября 2020 г. № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования».

Образование в современном обществе является важнейшим фактором его развития. Каждому человеку, для того что бы преуспеть в той или иной сфере деятельности, необходимо иметь возможность учиться и овладевать актуальными для него компетенциями. Широкий доступ к освоению образовательных программ предоставляет использование образовательными организациями дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ). Возможность применения ДОТ регламентируется нормативно-правовыми актами различной юридической силы. В данной статье мы намерены представить обзор нормативных документов, принимаемых на федеральном уровне власти с целью внедрения дистанционного обучения в практику деятельности организаций высшего образования.

Первым правовым источником, содержащим нормы о дистанционном обучении стало постановление Государственного комитета России по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [3]. Главная идея данного документа — необходимость создания в России единой системы дистанционного образования. Текст постановления включал совокупность характеризующих дистанционное обучение понятий, новых для российского образования в тот период времени и остающихся актуальными сегодня: новая роль преподавателя, специализированный контроль качества образования, опора на современные средства передачи образовательной информации, а также, в нем были сформулированы задачи, решение которых должно было бы позволить создать единую систему дистанционного образования. Среди этих задач хочется обратить внимание на такие как: разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социокультурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей дистанционного обучения; создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов дистанционного обучения. Но, как показала практика, система образования не была готова к реализации норм данного документа.

Для Цитирования:
А.С. Аникина, Нормативно-правовые основы использования дистанционных технологий в процессе реализации образовательных программ высшего образования. Юрист ВУЗа. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: