По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нормативно-правовые основы экономической дипломатии России

Андрей Александрович Нарышкин кандидат политических наук, управляющий директор ООО «РГ Консалтинг», Холдинг «Росгеология», 117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская улица, д. 69, e-mail: andr-naryshkin@yandex.ru

Экономическая дипломатия — важнейший для государства и предпринимателей инструмент, основа их внешнеэкономической деятельности. Посредством экономической дипломатии обеспечиваются не только зарубежные контракты (в т. ч. на поставку комплектующих крупным фирмам) и приток иностранной валюты, но и привлекаются инвестиции в отечественную экономику, что способствует ее развитию. Часть прибыли, полученной от внешнеэкономической деятельности, взыскивается государством в бюджет в виде налогов и направляется на социальные нужды, улучшая благосостояние граждан. В основе дипломатического взаимодействия различных стран лежат базовые международные конвенции, регулирующие правовой статус дипломатических агентов. Международные соглашения, регулирующие правила международной торговли и процедуры передвижения товаров, а также порядок разрешения возникающих споров на наднациональном уровне, формируют условия для работы российских компаний на рынках стран-партнеров и для работы иностранных инвесторов в России. Вся деятельность, связанная с зарубежными рынками, регулируется нормативно-правовыми актами. Такое регулирование призвано обеспечить целеполагание, простоту и прозрачность взаимодействия отечественных предпринимателей с зарубежными контрагентами, минимизировать риски попадания в зависимость от зарубежных рынков и контрагентов. В статье рассмотрены нормативно-правовые основы экономической дипломатии в Российской Федерации, ключевые стратегические документы в этой сфере, а также на базе анализа текущих реформ зарубежных представительств, работающих по линии продвижения внешнеэкономических интересов нашей страны, сформулированы предложения по совершенствованию законодательной базы деятельности сети представительств по продвижению внешнеэкономических интересов России за рубежом. На основе анализа данных официальной статистики в статье рассматривается практический эффект основных целеполагающих нормативных актов, нацеленных на реализацию стратегических задач развития нашей страны. В применении к зарубежным рынкам это, прежде всего, обеспечение комфортных условий работы российских производителей различных товаров и услуг.

Литература:

1. Авхадеев В. Р., Асташова В. С., Андриченко Л. В. и др. Договор как общеправовая ценность. М.: «ИЗиСП», «Статут», 2018. Доступ через систему «КонсультантПлюс».

2. Вардомский Л. Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития//Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 4. — С. 110–126.

3. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. М., 2007. 384 с.

4. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2014. — № 4 (20). — С. 98–106.

5. Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по отражению угроз существованию России//Доклад Совету безопасности РФ. — 2015. — Источник: https://rusnext.ru/recent_opinions/1442491283.

6. Занко Т. А. Правовое положение дипломатических работников: права, государственные гарантии, поощрения//Вестник МГИМО Университета. — 2013. — № 3 (30). — С. 121–126.

7. Илларионов А. И. Критерий экономической безопасности//Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С. 35–58.

8. Китиева М. И., Олигова Т. И. Особенности внешнеэкономической деятельности в России//Colloquium-journal. — 2019. — № 3–6 (27). — С. 38–39.

9. Китиева М. И., Долова А. М. Методы государственного регулирования международной торговли//Colloquium-journal. — 2018. — № 13–10 (24). — С. 48–50.

10. Китиева М. И., Пугоева Л. Б. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли//Colloquium-journal. — 2019. — № 2 (26). — С. 61–63.

11. Киченина В. С. Правовые основы дипломатии и дипломатических отношений//Юридическая наука. — 2019. — № 6. — С. 37–39.

12. Лихачев А. Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации: дис. … докт. эконом. наук. М., 2006. 435 с.

13. Напалкова И. Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ. Ростов-на/Д., 2006. — 148 с.

14. Нарышкин А. А. Экономическая дипломатия Российской Федерации: перспективы развития эффективной системы поддержки экспорта//Вестник Московского университета. Сер. XXV: Международные отношения и мировая политика. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 3–31.

15. Никишина В. О. Управление доступом российских товаров на рынки зарубежных государств в современных условиях: дис. … канд. эконом. наук. М., 2006. — 211 с.

16. Оболенский В. П. Турбулентность в международной торговле: реакция России//Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — № 3. — С. 60–77.

17. Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1985. — 336 с.

18. Сабельников Л. В. Система и практика разрешения споров в ВТО//Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 3. — С. 59–74.

19. Чернышева Н. А. Инициация споров в рамках деятельности ВТО//Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 1. — С. 108–111.

20. Чистоходова И. А. Теоретические основы обоснования дипломатических привилегий и иммунитетов//Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. — 2005. — № 1 (17). — С. 116–123.

21. Юшкевич О. С. Понятие экономической безопасности//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 6–2. — С. 177–182.

22. Neu C. R., Wolf C. The Economic Dimensions of National Security. National Defense Research Division. RAND, 1994. P. 12–13. — 156 p.

1. Avhadeev V. R., Astashova V. S., Andrichenko L. V. i dr. Dogovor kak obshchepravovaya cennost'. M.: «IZiSP», «Statut», 2018. Dostup cherez sistemu «Konsul'tantPlyus».

2. Vardomskij L. B. Evrazijskaya integraciya: nekotorye itogi i vozmozhnye scenarii razvitiya//Rossijsk ij vneshneekonomicheskij vestnik. 2019, № 4, pp. 110–126 (in Russian).

3. Vechkanov G. S. Ekonomicheskaya bezopasnost'. M., 2007, 384 p. (in Russian).

4. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Sidorenko V. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy nacional'nym interesam i ih otrazhenie//MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2014, № 4 (20), pp. 98–106 (in Russian).

5. Glaz'ev S.YU. O neotlozhnyh merah po otrazheniyu ugroz sushchestvovaniyu Rossii//Doklad Sovetu bezopasnosti RF. 2015. — Istochnik: https://rusnext.ru/recent_opinions/1442491283 (in Russian).

6. Zanko T. A. Pravovoe polozhenie diplomaticheskih rabotnikov: prava, gosudarstvennye garantii, pooshchreniya//Vestnik MGIMO Universiteta. 2013, № 3 (30), pp. 121–126 (in Russian).

7. Illarionov A. I. Kriteriĭ ekonomicheskoj bezopasnosti//Voprosy ekonomiki. 1998, № 10, pp. 35–58 (in Russian).

8. Kitieva M. I., Oligova T. I. Osobennosti vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti v Rossii//Colloquiumjournal. 2019, № 3–6 (27), pp. 38–39 (in Russian).

9. Kitieva M. I., Dolova A. M. Metody gosudarstvennogo regulirovaniya mezhdunarodnoj torgovli//Colloquium-journal. 2018, № 13–10 (24), pp. 48–50 (in Russian).

10. Kitieva M. I., Pugoeva L. B. Osnovnye mekhanizmy gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnej torgovli//Colloquium-journal. — 2019. № 2 (26), pp. 61–63 (in Russian).

11. Kichenina V. S. Pravovye osnovy diplomatii i diplomaticheskih otnoshenij//YUridicheskaya nauka. 2019, № 6, pp. 37–39 (in Russian).

12. Lihachev A. E. Ekonomicheskaya diplomatiya Rossii v usloviyah globalizacii: dis. … dokt. ekonomicheskih nauk. M., 2006. 435 s.

13. Napalkova I. G. Ekonomicheskaya bezopasnost': institucional'no-pravovoj analiz. Rostov-naDonu. 2006, 148 p. (in Russian).

14. Naryshkin A. A. Ekonomicheskaya diplomatiya Rossijskoj Federacii: perspektivy razvitiya eff ektivnoj sistemy podderzhki eksporta//Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya XXV: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2021, T. 13, № 1, pp. 3–31 (in Russian).

15. Nikishina V. O. Upravlenie dostupom rossijskih tovarov na rynki zarubezhnyh gosudarstv v sovremennyh usloviyah: dis. … kandid. ekonomicheskih nauk. M. 2006, 211 p. (in Russian).

16. Obolenskij V. P. Turbulentnost' v mezhdunarodnoj torgovle: reakciya Rossii//Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. — 2020, № 3, pp. 60–77 (in Russian).

17. Ornatskij I. A. Ekonomicheskaya diplomatiya. 2-e izd. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1985. 336 s.

18. Sabel'nikov L. V. Sistema i praktika razresheniya sporov v VTO//Rossijskij vneshneekonomicheski j vestnik. 2015, № 3, pp. 59–74 (in Russian).

19. Chernysheva N. A. Iniciaciya sporov v ramkah deyatel'nosti VTO//Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2019, № 1, pp. 108–111 (in Russian).

20. Chistohodova I. A Teoreticheskie osnovy obosnovaniya diplomaticheskih privilegij i immunitetov//Vestnik RUDN Ser. YUridicheskie nauki. 2005, № 1 (17), pp. 116–123 (in Russian).

21. Yushkevich O. S. Ponyatie ekonomicheskoj bezopasnosti//Gumanitarnye, social'noekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015, № 6–2, pp. 177–182 (in Russian).

22. Neu C. R., Wolf C. The Economic Dimensions of National Security. National Defense Research Division. RAND, 1994. P. 12–13. 156 p.

Экономическая дипломатия — часть внешней политики государства, призванная обеспечить максимально благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности, включая торговлю товарами и услугами, а также производственную кооперацию и инвестиционную деятельность.

Успешная торговля крупных предприятий дает серьезный экономический эффект в масштабах отрасли, иногда — экономики всей страны. Однако, с социальной точки зрения, важно обеспечить участие в ней также малых и средних предприятий. Особое место среди них занимают небольшие по численности работающих, но экономически крайне эффективные предприятия в высокотехнологичных отраслях.

Экономическая дипломатия является ключевым инструментом повышения конкурентоспособности производимых в стране товаров и услуг на международном рынке. Расширение рынков сбыта способствует внедрению результатов новейших исследований в производственные процессы и повседневную жизнь и, как следствие, высокий уровень жизни населения [14].

К числу задач отечественной экономической дипломатии относится также привлечение зарубежных инвестиций в экономику России, защита интересов российских инвесторов за рубежом, необходимая для расширения рынков сбыта и экономического влияния.

К числу ключевых акторов отечественной экономической дипломатии относятся: МИД России, координирующий единый внешнеполитический курс1 и отвечающий за работу посольств; Минэкономразвития России, сохранившее, несмотря на утрату системы торгпредств, ведение торговыми советниками на базе посольств, а также функционал по привлечению иностранных инвестиций и взаимодействию с рядом международных организаций2; Минпромторг России, курирующий торгпредства России за рубежом3; Минсельхоз России, отвечающий за развитие отечественного агропромышленного комплекса и курирующий атташе по вопросам сельского хозяйства в посольствах России за рубежом4; институты поддержки экспорта в лице Российского экспортного центра, а также ВЭБ РФ, РОСЭКСИМБАНК и в части страховой поддержки — ЭКСАР, оказывающих финансовую поддержку экспорта; объединения предпринимателей и отдельные компании, продвигающие собственные интересы за рубежом.

Для Цитирования:
Андрей Александрович Нарышкин, Нормативно-правовые основы экономической дипломатии России. Дипломатическая служба. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: