Экономическая дипломатия — часть внешней политики государства, призванная обеспечить максимально благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности, включая торговлю товарами и услугами, а также производственную кооперацию и инвестиционную деятельность.
Успешная торговля крупных предприятий дает серьезный экономический эффект в масштабах отрасли, иногда — экономики всей страны. Однако, с социальной точки зрения, важно обеспечить участие в ней также малых и средних предприятий. Особое место среди них занимают небольшие по численности работающих, но экономически крайне эффективные предприятия в высокотехнологичных отраслях.
Экономическая дипломатия является ключевым инструментом повышения конкурентоспособности производимых в стране товаров и услуг на международном рынке. Расширение рынков сбыта способствует внедрению результатов новейших исследований в производственные процессы и повседневную жизнь и, как следствие, высокий уровень жизни населения [14].
К числу задач отечественной экономической дипломатии относится также привлечение зарубежных инвестиций в экономику России, защита интересов российских инвесторов за рубежом, необходимая для расширения рынков сбыта и экономического влияния.
К числу ключевых акторов отечественной экономической дипломатии относятся: МИД России, координирующий единый внешнеполитический курс1 и отвечающий за работу посольств; Минэкономразвития России, сохранившее, несмотря на утрату системы торгпредств, ведение торговыми советниками на базе посольств, а также функционал по привлечению иностранных инвестиций и взаимодействию с рядом международных организаций2; Минпромторг России, курирующий торгпредства России за рубежом3; Минсельхоз России, отвечающий за развитие отечественного агропромышленного комплекса и курирующий атташе по вопросам сельского хозяйства в посольствах России за рубежом4; институты поддержки экспорта в лице Российского экспортного центра, а также ВЭБ РФ, РОСЭКСИМБАНК и в части страховой поддержки — ЭКСАР, оказывающих финансовую поддержку экспорта; объединения предпринимателей и отдельные компании, продвигающие собственные интересы за рубежом.