Нормативно-правовая база регулирования торговой деятельности представлена нормативными документами пяти уровней:
• федеральными законами и кодексами Российской Федерации;
• постановлениями правительства и указами Президента РФ, в том числе правилами торговли;
• техническими регламентами;
• межгосударственными, национальными стандартами и стандартами организаций;
• нормами, типовыми положениями и инструкциями.
Положения федерального законодательства в области регулирования торговой деятельности не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
1) внешнеторговой деятельности;
2) деятельности по проведению организованных торгов;
3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» от 28.12. 2009 № 381-ФЗ [1], Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» [2], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основным федеральным законом в области торговой деятельности является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ. [1] Целями принятия этого закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;