Экономической платформой успешного развития производства является стимулирование обновления его материальной базы за счет увеличения доли энергоэффективных объектов и технологий. По данным Минэкономразвития России, 85 % прироста потребности страны в энергетических ресурсах может быть полностью покрыто за счет повышения энергоэффективности. Причем, важнейшим элементом стимулирования является государственное регулирование в налоговой сфере. Нормативно-правовая база является одним из основных инструментов стимулирования, которые сделают проекты по энергосбережению инвестиционно привлекательными.
В налоговом законодательстве России предусмотрены три вида льгот для энергоэффективных объектов.
П. 1 ст. 66 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предоставляет возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов при наличии оснований, указанных в п. 1 ст. 67 НК РФ. Получить налоговый кредит можно по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Организация вправе получить кредит при осуществлении инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, относящихся к возобновляемым источникам энергии и (или) к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 %, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ [1].
Ст. 259.3 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Применение повышающих коэффициентов возможно, если соответствующие положения закреплены в учетной политике организации [2].