По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6:378.14+614.253.4 DOI:10.33920/med-08-2305-05

Нормативно-методические вопросы гигиенической оценки учебного расписания в медицинском вузе

Гудинова Жанна Владимировна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: gud@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6869-6057
Васьковская Юлия Сергеевна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: j.vaskovskaj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4172-6129
Павлинова Елена Борисовна д-р мед. наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: 123elena@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6444-1871
Жернакова Галина Николаевна канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: shanginagalina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9802-0805
Гегечкори Ирина Владимировна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: irenegiv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0739-5837

В статье представлены результаты анализа нормативной базы и гигиенической оценки учебного расписания студентов 1 курса медико-профилактического факультета Омского государственного медицинского университета, проведенной на основании действующих нормативных документов санитарной службы, разработанной шкалы трудности учебных дисциплин (по результатам анкетирования 348 обучающихся 1–6 курсов) и с использованием новых методических приемов гигиенической оценки соответствия расписания динамике недельной работоспособности и равномерности образовательной нагрузки в течение учебной недели. Полученные данные свидетельствуют о необходимости расширения гигиенической нормативной базы в отношении организации учебного процесса в вузе, особенно для обучающихся в возрасте младше 18 лет. Установлено соответствие обязательным гигиеническим требованиям учебного расписания. Отмечена высокая продолжительность недельной образовательной нагрузки, имеются замечания в отношении соответствия расписания динамике дневной и недельной работоспособности человека.

Литература:

1. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 25. (2): 303–315. doi: 10.23888/PAVLOVJ20172303–315

2. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97 (8): 756–761. doi: 10.188 21/0016‑9900‑2018‑97‑8‑756‑761

3. Меерманова И.Б., Седач Н.Н., Большакова И.А., Калбеков Ж.А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. Медицина и экология. 2019; 2 (91): 5–11.

4. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С. Н, Кононенко Н.А., Сбыковская Л.В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 4 (301): 36–41. doi: 10.35627/2219–5238/2018‑301‑4‑36‑41

5. Блинова Е. Г., Кучма В.Р. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2012; 91 (1): 35–40.

6. Жукова А.В., Пищикова М.П., Толмачев Д.А. Состояние здоровья студентов медицинского вуза и его составляющие. Modern Science. 2021; 11 (2): 97–101.

7. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; 2–2: 193–197.

8. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К. Т., Гончарова Г.А. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2012; 2 (227): 15–17.

9. Cohen M. Physicians health themselves: lifestyle education for medical student. Comlement. Ther. Med. 1999; 7: 99–205.

10. Frank E, Carrera JS, Elon L, Hertzberg VS. Basic demographics, health practices, and health status of U. S. medical students. Am J Prev Med. 2006; 31 (6): 499–505.

11. Núñez-Rocha GM, López-Botello CK, Salinas-Martínez AM, Arroyo-Acevedo HV, Martínez-Villarreal RT, Ávila-Ortiz MN. Lifestyle, Quality of Life, and Health Promotion Needs in Mexican University Students: Important Differences by Sex and Academic Discipline. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17 (21): 8024. doi: 10.3390/ijerph17218024. PMID: 33142666; PMCID: PMC7663378

12. Bellodi PL, Dolhnikoff M; Academic Tutoring Group-FMUSP, Jacomo AL, Jorge AAL, Ferraro AA, Germani ACCG, Tannuri ACA, Tess BHC, Caramelli B, Malheiros DMAC, Tibério IFLC, Otoch JP, Silva LFFD, Castro LHM, Zerbini MCN, Dolhnikoff M, Martins MA, Souza R, Francisco RPV. Medical students with performance difficulties need wide support: Initial results of an academic tutoring program. Clinics (Sao Paulo). 2021 Mar 24; 76: e2495. doi: 10.6061/clinics/2021/e2495. PMID: 33787676; PMCID: PMC7955142

13. Кулибина О.В., Плещев И. Е., Скобелева Т.Н. Социально-гигиенические аспекты риска школьного стресса у студентов и возможные пути его профилактики. Санитарный врач. 2021; 10: 55–62. doi: 10.33920/мед-08‑2110‑05

14. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Тарасов А.В., Евдокимов А.В. Оценка заболеваемости студентов высшего учебного заведения, обучающихся на различных курсах. Санитарный врач. 2020; 11: 65–73. doi: 10.33920/med08‑2010‑07

15. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999; 538 с.

16. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка школьного расписания в условиях активного использования на уроках электронных средств обучения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 1: 12–21.

17. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий. Гигиена и санитария. 2021; 100 (9): 998–1003. doi: 10.47470/0016‑9900‑2021‑100‑9‑998‑1003

18. Блинова Е. Г. Гигиенический подход к регламентации интенсивности учебного процесса в высшей школе. Уральский медицинский журнал. 2008: 6 (46): 71–73.

19. Максимов О.Л., Машдиева М.С., Квасов А.Р., Аветисян З. Е. Опыт составления шкал трудности школьных уроков на основании субъективных оценок учащихся. Современные проблемы науки и образования. 2018; 5: 192.

20. Прачева А.А., Лаврентьева А.В. Разработка шкал трудности учебных занятий медицинского университета. Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 4 июля 2017 г. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017: 177–179. http://www2.bigpi.biysk.ru/ nir2016/file/kmfi_18_01_2018_04_06_42.pdf

21. Семанив Е.В., Васильева В.В., Варады Е.Н. Обоснование и разработка шкал трудности учебных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3‑го поколения на первом курсе Тихоокеанского государственного медицинского университета. Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014; 4 (58): 59–63. URL: https://yadi.sk/i/6FhZe7JLZKusV

22. Slavin SJ, Schindler DL, Chibnall JT. Medical student mental health 3.0: improving student wellness through curricular changes. Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2014 Apr; 89 (4): 573–577. doi: 10.1097/acm.0000000000000166. PMID: 24556765; PMCID: PMC4885556

1. Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D. I. The state of health of medical students and the factors that determine it. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. (Russian Medical and Biological Bulletin named after academician I.P. Pavlova). 2017; 25. (2): 303–315. doi: 10.23888/PAVLOVJ20172303–315. (in Russian)

2. Ushakov I.B., Melihova E.P., Libina I. I., Gubina O. I. Hygienic and psychophysiological features of the formation of health of medical students. Gigiena i sanitariya. (Hygiene and sanitation). 2018; 97. (8): 756–761. doi: 10.18821/0016 ‑9900‑2018‑97‑8‑756‑761. (in Russian)

3. Meermanova I.B., Sedach N.N., Bol'shakova I. A., Kalbekov ZH.A. Current state and health problems of student youth. Medicina i ekologiya. (Medicine and ecology). 2019; 2. (91): 5–11. (in Russian)

4. ZHukova T. V., Gorbacheva N.A., Haragurgieva I.M., Belik S. N, Kononenko N.A., Sbykovskaya L.V. Students' health as a predictive model of the nation's health. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya — ZNiSO. (Public Health and Habitat — ZniSO). 2018; 4. (301): 36–41. doi: 10.35627/2219–5238/2018‑301‑4‑36‑41. (in Russian)

5. Blinova E.G., Kuchma V.R. Fundamentals of social and hygienic monitoring of the conditions of study of students of higher educational institutions. Gigiena i sanitariya. (Hygiene and sanitation). 2012; 91. (1): 35–40. (in Russian)

6. ZHukova A. V., Pishchikova M.P., Tolmachev D.A. The state of health of medical students and its components. Modern Science. 2021; 11. (2): 97–101. (in Russian)

7. Meermanova I.B., Kojgel'dinova SH.S., Ibraev S.A. The state of health of students studying in higher educational institutions. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. (International Journal of Applied and Basic Research). 2017; 2–2. 193–197. (in Russian)

8. Minnibaev T. SH., Rapoport I.K., CHubarovskij V. V., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. Theoretical and methodological approaches to a comprehensive study of the health status of students and university teachers. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya — ZNiSO. (Public Health and Habitat — ZniSO). 2012; 2. (227): 15–17. (in Russian)

9. Cohen M. Physicians health themselves: lifestyle education for medical student. Comlement. Ther. Med. 1999; 7. 99–205.

10. Frank E, Carrera JS, Elon L, Hertzberg VS. Basic demographics, health practices, and health status of U. S. medical students. Am J Prev Med. 2006; 31. (6): 499–505.

11. Núñez-Rocha GM, López-Botello CK, Salinas-Martínez AM, Arroyo-Acevedo HV, Martínez-Villarreal RT, Ávila-Ortiz MN. Lifestyle, Quality of Life, and Health Promotion Needs in Mexican University Students: Important Differences by Sex and Academic Discipline. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17. (21): 8024. doi: 10.3390/ijerph17218024. PMID: 33142666; PMCID: PMC7663378

12. Bellodi PL, Dolhnikoff M; Academic Tutoring Group-FMUSP, Jacomo AL, Jorge AAL, Ferraro AA, Germani ACCG, Tannuri ACA, Tess BHC, Caramelli B, Malheiros DMAC, Tibério IFLC, Otoch JP, Silva LFFD, Castro LHM, Zerbini MCN, Dolhnikoff M, Martins MA, Souza R, Francisco RPV. Medical students with performance difficulties need wide support: Initial results of an academic tutoring program. Clinics (Sao Paulo). 2021 Mar 24;76: e2495. doi: 10.6061/clinics/2021/ e2495. PMID: 33787676; PMCID: PMC7955142

13. Kulibina O.V., Pleshchev I. E., Skobeleva T.N. Socio-hygienic aspects of the risk of school stress in students and possible ways of its prevention. Sanitarnyj vrach. (The sanitary doctor). 2021; 10: 55–62. doi: 10.33920/мед-08‑2110‑05. (in Russian)

14. Rahmanov R. S., Bogomolova E. S., Tarasov A.V., Evdokimov A.V. Assessment of morbidity of students of higher educational institutions studying at various courses. Sanitarnyj vrach. (The sanitary doctor). 2020; 11: 65–73. doi: 10.33920/ med-08‑2010‑07. (in Russian)

15. Vishnyakova S.M. Vocational Education: Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary. M.: NMC SPO.1999; 538 с. (in Russian)

16. Aleksandrova I. E. Hygienic assessment of the school schedule in the conditions of active use of electronic teaching aids in the lessons. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. (Questions of school and university medicine and health). 2020; 1. 12–21. (in Russian)

17. Kuchma V.R., Stepanova M. I. Hygienic requirements for modern architectural and planning solutions for school buildings. Gigiena i sanitariya. (Hygiene and sanitation). 2021; 100. (9): 998–1003. doi: 10.47470/ 0016‑9900‑2021‑100‑9‑998‑1003. (in Russian)

18. Blinova E.G. Hygienic approach to the regulation of the intensity of the educational process in higher education. Ural'skij medicinskij zhurnal. (Ural Medical Journal). 2008: 6. (46): 71–73. (in Russian)

19. Maksimov O. L., Mashdieva M. S., Kvasov A.R., Avetisyan Z. E. Experience in compiling scales for the difficulty of school lessons based on subjective assessments of students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. (Modern problems of science and education). 2018; 5. 192. (in Russian)

20. Pracheva A.A., Lavrent'eva A.V. Development of scales for the difficulty of training sessions at a medical university. Metodika prepodavaniya matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin: sovremennye problemy i tendencii razvitiya. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 04 iyulya 2017 goda. (Methods of teaching mathematical and natural sciences: modern problems and development trends. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, July 04, 2017). Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet im. F.M. Dostoevskogo, 2017; 177–179. http://www2.bigpi.biysk.ru/nir2016/file/kmfi_18_01_2018_04_06_42.pdf (in Russian)

21. Semaniv E.V., Vasil'eva V. V., Varady E.N. Substantiation and development of scales of difficulty of academic disciplines in the implementation of federal state educational standards of the 3rd generation in the first year of the Pacific State Medical University. Zdorov'e. Medicinskaya ekologiya. Nauka. (Health. Medical ecology. The science). 2014; 4. (58): 59–63. URL: https://yadi.sk/i/6FhZe7JLZKusV (in Russian)

22. Slavin SJ, Schindler DL, Chibnall JT. Medical student mental health 3.0: improving student wellness through curricular changes. Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2014 Apr;89 (4):573–577. doi: 10.1097/acm.0000000000000166. PMID: 24556765; PMCID: PMC4885556.

Здоровье студенческой молодежи имеет большое медицинское и общественное значение, поскольку этот контингент является ресурсом высококвалифицированных специалистов для экономики страны, определяет трудовой, оборонительный потенциал и здоровье будущих поколений [1–4]. Как известно, здоровье учащейся молодежи во многом обусловливают условия среды в образовательной организации, в том числе учебная деятельность, ее организация и интенсивность, что показано в ряде работ отечественных и зарубежных авторов [5–14].

Расписание учебных дисциплин в университете — это документ, где указана последовательность занятий в течение учебной недели, место и время, формат занятий, период промежуточной аттестации и время отдыха (каникул) [15]. Экспертиза школьного учебного расписания — это традиционная, даже рутинная деятельность санитарной службы, однако оценка учебного расписания в вузе весьма затруднительна прежде всего ввиду отсутствия до недавнего времени гигиенических регламентов. Некоторые гигиенические нормативы организации учебной деятельности появились в новых документах службы.

В связи с этим большой интерес вызывают как возможность проведения гигиенической оценки учебного расписания в вузе — в методическом плане, так и результаты этой оценки — соответствие расписания гигиеническим нормативам и разработка мероприятий по оптимизации расписания. Очевидна особая трудность проведения экспертизы вузовского учебного расписания, обусловленная в первую очередь отсутствием шкалы трудности учебных предметов. И если такие шкалы регламентированы для учебных предметов на уровне начального, основного и среднего общего образования (СанПиН 1.2.3685–21, табл. 6.9–6.11), то для уровня высшего образования такой шкалы нет. Очень непростой является задача ее разработки ввиду специфичности высшего образования, разнообразных наборов учебных дисциплин в разных вузах. То есть в целях осуществления санитарного надзора в отношении вуза (например, медицинского) в соответствии с указанными нормативными документами необходима разработка шкалы трудности учебных предметов, в нашем случае — для уровня высшего медицинского образования.

Для Цитирования:
Гудинова Жанна Владимировна, Васьковская Юлия Сергеевна, Павлинова Елена Борисовна, Жернакова Галина Николаевна, Гегечкори Ирина Владимировна, Нормативно-методические вопросы гигиенической оценки учебного расписания в медицинском вузе. Санитарный врач. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: