Здоровье студенческой молодежи имеет большое медицинское и общественное значение, поскольку этот контингент является ресурсом высококвалифицированных специалистов для экономики страны, определяет трудовой, оборонительный потенциал и здоровье будущих поколений [1–4]. Как известно, здоровье учащейся молодежи во многом обусловливают условия среды в образовательной организации, в том числе учебная деятельность, ее организация и интенсивность, что показано в ряде работ отечественных и зарубежных авторов [5–14].
Расписание учебных дисциплин в университете — это документ, где указана последовательность занятий в течение учебной недели, место и время, формат занятий, период промежуточной аттестации и время отдыха (каникул) [15]. Экспертиза школьного учебного расписания — это традиционная, даже рутинная деятельность санитарной службы, однако оценка учебного расписания в вузе весьма затруднительна прежде всего ввиду отсутствия до недавнего времени гигиенических регламентов. Некоторые гигиенические нормативы организации учебной деятельности появились в новых документах службы.
В связи с этим большой интерес вызывают как возможность проведения гигиенической оценки учебного расписания в вузе — в методическом плане, так и результаты этой оценки — соответствие расписания гигиеническим нормативам и разработка мероприятий по оптимизации расписания. Очевидна особая трудность проведения экспертизы вузовского учебного расписания, обусловленная в первую очередь отсутствием шкалы трудности учебных предметов. И если такие шкалы регламентированы для учебных предметов на уровне начального, основного и среднего общего образования (СанПиН 1.2.3685–21, табл. 6.9–6.11), то для уровня высшего образования такой шкалы нет. Очень непростой является задача ее разработки ввиду специфичности высшего образования, разнообразных наборов учебных дисциплин в разных вузах. То есть в целях осуществления санитарного надзора в отношении вуза (например, медицинского) в соответствии с указанными нормативными документами необходима разработка шкалы трудности учебных предметов, в нашем случае — для уровня высшего медицинского образования.