По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2511-01

Никита Михалков: возвращение к утраченному раю

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская обл., г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@Yandex.ru, ORCID ID: https://orcid.org/0009-0008-8260-1753

Эта статья представляет собой анализ эволюции личности и творчества известного российского режиссера Никиты Михалкова. Исследуется его путь от советского кинематографиста до видного идеолога современных консервативных тенденций в России. Автор поднимает важный вопрос о том, что произошло с Михалковым, анализируя его работы и общественную деятельность через призму ностальгии по утраченному раю. Рассматривается то, как этот внутренний образ трансформируется в его фильмах начиная со «Своего среди чужих», как этот образ связывается с темами православной религии, культурных корней и идеализированной России, а также как этот мотив перекликается с более широкой идеологической рамкой, актуализированной в современном российском обществе. Статья также критически оценивает трансформацию взглядов Михалкова на фоне исторических изменений в стране, акцентируя внимание на его любви к разным идеологическим фигурам — чекистам и офицерам, России-матери и православной цивилизации, — и предполагает, что, несмотря на внешние изменения, внутренние рамки его творчества остаются неизменными. Обсуждая связь между кинематографом Михалкова и его политической идеологией, автор утверждает, что конечная цель его творчества заключается в идее возвращения к утраченной гармонии, что подводит к более широкой исторической и культурной логике, заключающейся в противостоянии современности и возвращении к традиционной культурности. Статья завершается анализом «Манифеста просвещенного консерватизма» Михалкова, в котором виден переход к жесткой идеологической конструкции, основанной на православии и ревизии исторической памяти. Таким образом, статья представляет собой многослойный взгляд на трансформацию одного из самых значимых кинематографистов России, а также на место искусства в контексте современных идеологических баталий. В качестве начала разговора автор использует передачу Антона Долина* (на «Радио Долин»), посвященную творчеству Никиты Михалкова.

Литература:

1. Беляев В.А. Современный культуроцентризм и история в поисках общечеловеческого. Российский проект цивилизационного развития и Программа мирового развития. — [б.м.]: Издательские решения, 2023. — 416 с.

2. Беляев В.А. Современный культуроцентризм как объект методологического анализа. Теория интегральных аспектов мирового развития. — [б.м.]: Издательские решения, 2024. — 309 с.

3. Беляев В.А. Интегральный традиционализм и социокультурная логика модерна. — [б.м.]: Издательские решения, 2025. — 144 с.

4. Долин Антон*. Никита Михалков и его фильмы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=6v2R8wH9akk (дата обращения: 18.06.2025).

5. Михалков, Никита Сергеевич [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михалков,_Никита_Сергеевич (дата обращения: 18.06.2025).

6. Михалков Н.С. Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма. — М.: Эксмо, 2017. — URL: https://www.litres.ru/book/nikita-mihalkov/pravo-i-pravda-manifest-prosveschennogo-konservatizma-22963224/chitat-onlayn (дата обращения: 18.06.2025).

1. Belyaev V.A. Sovremennyj kul'turocentrizm i istoriya v poiskah obshchechelovecheskogo. Rossijskij proekt civilizacionnogo razvitiya i Programma mirovogo razvitiya. — [b.m.]: Izdatel'skie resheniya, 2023. — 416 s.

2. Belyaev V.A. Sovremennyj kul'turocentrizm kak ob"ekt metodologicheskogo analiza. Teoriya integral'nyh aspektov mirovogo razvitiya. — [b.m.]: Izdatel'skie resheniya, 2024. — 309 s.

3. Belyaev V.A. Integral'nyj tradicionalizm i sociokul'turnaya logika moderna. — [b.m.]: Izdatel'skie resheniya, 2025. — 144 s.

4. Dolin Anton**. Nikita Mihalkov i ego fil'my [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=6v2R8wH9akk (data obrashcheniya: 18.06.2025).

5. Mihalkov, Nikita Sergeevich [Elektronnyj resurs]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mihalkov,_Nikita_Sergeevich (data obrashcheniya: 18.06.2025).

6. Mihalkov N.S. Pravo i Pravda. Manifest prosveshchyonnogo konservatizma. — M.: Eksmo, 2017. — URL: https://www.litres.ru/book/nikita-mihalkov/pravo-i-pravda-manifest-prosveschennogo-konservatizma-22963224/chitat-onlayn (data obrashcheniya: 18.06.2025).

* Признан Минюстом России иноагентом.

** Recognized as a foreign agent by the Russian Ministry of Justice.

Статья поступила 19.06.2025.

Статья одобрена к публикации 30.06.2025.

Написание этой статьи инициировано прослушиванием передачи Антона Долина1 о творчестве Никиты Михалкова на «Радио Долин» [4].

Начинает Долин с постановки вопроса: что случилось с Никитой Михалковым?

«Мы все его так любили. Мы знали наизусть, цитировали его фильмы. Мы подпевали и про мохнатого шмеля, и “Я иду, шагаю по Москве”. А теперь он фактически возглавил не только российский кинематограф, но и всю пропагандистско-великодержавную машину. Даже если он непосредственно в ней не задействован, кажется, что он такой дух-вдохновитель всех идей сегодняшней России с ее цензурой, репрессиями, войной. Все это Никита Михалков в разных формах, в разное время благословил. <...>

Я хочу попробовать задать вопрос: действительно парадоксально сочетание вот этой вот самой личности, которую мы все знаем (и одни обожают, а другие ненавидят), с его творчеством, с его деятельностью как кинематографиста, режиссера, автора фильмов. Что это за фильмы? Как они устроены? И на самом деле Никита Михалков, каким мы его знаем, любим или ненавидим, он действительно выразил себя в этих фильмах или выразил какого-то другого человека? С ним действительно что-то произошло или все-таки нет? Давайте попробуем поговорить о кинематографе режиссера» [4].

Долин анализирует Михалкова в разных ипостасях: как режиссера, актера, продюсера и общественного деятеля. Я же в своем исследовании хочу сконцентрироваться только на двух ипостасях: режиссера и общественного деятеля. Рассказывая о режиссерской ипостаси Михалкова, Долин2 обсуждает довольно много аспектов: связь его как режиссера с актерами, композиторами, сценаристами и операторами, которые участвовали в создании его фильмов. Все это я опущу, так как меня интересует только один аспект режиссерской работы: собственно художественные образы, их внутренняя логика и потенциальная связь этих образов с идеологическими параметрами Михалкова как общественного деятеля.

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, Никита Михалков: возвращение к утраченному раю. Вопросы культурологии. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: